За последние несколько месяцев свою деятельность на территории России успели приостановить десятки западных компаний: некоторые полностью ушли с рынка, другие ограничили часть работы. По такому сценарию пошли и стриминговая платформа Netflix, ограничив доступ к контенту пользователям из России, и Apple, сделавший для них недоступной функцию Apple Pay. И пока прогнозов о скором возвращении брендов не наблюдается, россияне добиваются его через суд. Только в этом месяце, например, были поданы два коллективных иска к Netflix (в первом случае от сервиса требовали компенсацию в 2 миллиона рублей каждому и возобновление полноценной работы в стране, а во втором – возобновление работы и неопределенную компенсацию) и один – в отношении Apple (от компании требуют компенсацию в 10 тысяч рублей каждому и снижение стоимости устройств). Может ли суд удовлетворить иски россиян и на что они действительно могут рассчитывать? Слово адвокату юридической фирмы DRC.
Екатерина Абашина
«По сообщениям СМИ, иск к Netflix подан в Хамовнический районный суд Москвы, к Apple – в Пресненский районный суд Москвы. Требования предъявлены к российским юрлицам, связанным с сервисами.
Прогнозировать возможные сценарии разрешения этих дел – это что-то из серии гадания на кофейной гуще, так как практика по искам к ушедшим с национального рынка компаниям только формируется.
При этом между делами Netflix и Apple есть различия. Netflix приостановил услуги (подписку) после истечения последнего оплаченного периода пользователей, и право на отмену подписки со стороны поставщика сервиса предусмотрено пользовательским соглашением онлайн-сервиса при условии, что Netflix уведомит пользователя об этом за 30 дней до отмены подписки (пункт 3.4). Пользователи приняли эти правила, когда оплатили сервис, поэтому этот пункт пользовательского соглашения может сыграть против них.
Apple же отключил для всех видов карт одну из функций своих устройств Apple Pay, за которую покупатели (пользователи) отдельно не платили, но могли воспринимать ее как неотъемлемую часть купленного устройства. Однако, согласно информации в СМИ, иск подан к российскому обществу, которое может оказаться непричастным к отключению функции, и оснований для удовлетворения требований именно к ним может не быть. Часто бывает так, что провайдеры международных сервисов и товаров открывают в другой стране юрлица, которые выполняют какие-то оперативные функции (по сбору платежей, дистрибуции), но не отвечают за действия головной компании в части непосредственно предоставления цифровых услуг.
Пока оба иска выглядят как способ привлечь внимание к несправедливому по отношению к российским потребителям отказу трансграничных компаний работать в России.
Выльются ли они в реальную защиту прав потребителей услуг и продукции Netflix и Apple, покажет время».