По семейной легенде, в 1978-м Ричард Уильямс узнал, что победительница Открытого чемпионата Франции Вирджиния Рузичи получила за победу в турнире 40 000 долларов – больше его заработка за год. Из этой новости в его голове вырос долгосрочный план: ему нужны две дочери, из которых он вырастит чемпионок. Серена и Винус Уильямс (Деми Синглтон и Санийя Сидни) держали ракетки в руках с трехлетнего возраста и росли под постоянные мотивационные лозунги отца: он говорил им, что они будут получать миллионы, что о них будут говорить по всему миру, что «Ричарда Уильямса никто и никогда не уважал, но вас будут уважать все». Сегодня спортивные достижения сестер – известнейших теннисисток современности – принято во многом считать заслугой именно их отца, который и сам учился играть в теннис, чтобы позже научить этому дочерей, и который со всеми плюсами и минусами (справедливости ради, плюсов все-таки больше) показан в «Короле Ричарде» Рейнальдо Маркуса Грина.
В оскаровской гонке фильм был представлен сразу в шести категориях, в том числе как претендент на «Лучший фильм», но если звание лауреата в этой номинации «Король» не получил, то актерский «Оскар» (Уилл Смит) он получил вполне заслуженно. Надо сказать, что со своей ролью он действительно справился на «отлично»: Ричард Уильямс в его исполнении держит зрительское внимание на себе все два с половиной часа хронометража и заставляет то ненавидеть, то сочувствовать, то даже восхищаться сомнительными методами воспитания. А они и правда вызывают вопросы: все по той же легенде, отец будущих чемпионок еще до их рождения расписал 78-страничный план, которому следовал безотлагательно. С ним не могли спорить лучшие тренеры мира, его не волновала погода за окном (девочки тренировались даже в ливень), мнение общественности, даже желания дочерей. Ричард Уильямс был абсолютно уверен в успехе, и этого хватало, чтобы воспитать звезд тенниса, хотя в 1990-х за ним и закрепилась слава скандалиста. Был ли он тираничным отцом с присущей ему гиперопекой или выдающимся тренером, но его схема в конце концов сработала, и сегодня Винус Уильямс – пятикратная чемпионка Уимблдона и первая в истории чернокожая первая ракетка мира, а Серена Уильямс – 23-кратная чемпионка разных турниров «Большого шлема» и одна из величайших женщин во всем мировом спорте.
«Король Ричард» не похож на классическую спортивную драму — это скорее смесь из нее и фильма о проблемах «отцов и детей». Кто знает, какое будущее ждало бы нынешних чемпионок, не родись они в семье Ричарда Уильямса: он учил их теннису буквально с пеленок и все их детство, по сути, решал за них. Поэтому, например, когда он приводит их к первому профессиональному тренеру, тот говорит: «Я вижу, чего хочет ваш отец, а чего хотите вы сами?» Довольно риторический вопрос для девочек, родившихся чуть ли не с ракеткой в руках. Тем не менее, их отец настаивает на том, что теннис – это не вся жизнь, поэтому с не меньшей ответственностью походит и к образованию детей, и к тому, чтобы у них была обычная подростковая жизнь. Ну и что с того, что из-за поездки в «Диснейуорлд» сорвутся тренировки? Лучше так, чем заработать выгорание, которого Ричард Уильямс боится как огня. Да, пусть он с самого начала и относится к дочкам как к долгоиграющему масштабному проекту, но он действительно их любит и старается дать все самое лучшее, хоть иногда и не видит грани.
Ярче линии семейных отношений в «Короле Ричарде» раскрывается, пожалуй, только социальная: на дворе 1980-е, и расизм становится серьезной преградой на пути к цели. Как минимум стоит понимать, что теннис исконно считался спортом богатых белых людей, поэтому Уильямы тренируются на дешевых общественных кортах, со старыми ракетками (даже в детстве Серене и Винус вручили сразу взрослые, потому что на детские не было денег) и в поношенной форме. Об оплате высококлассных тренеров тем более не могло быть и речи – они живут в трущобах Комптона, мать работает целый день, а отец после дневных тренировок уходит на ножное дежурство охранником. Ричард Уильямс постоянно говорит дочерям о том, что они выступают за всех чернокожих девочек, рассказывает им истории об избиении из детства, да и сам пару раз становится «грушей для битья» для местных хулиганов (к слову, тоже афроамериканцев). Его жизнь с самого начала была полна притеснений, и он прекрасно понимает, что то же, вероятно, ждет его детей, поэтому с фанатичностью и безумством растит из них настоящих бойцов, обещает золотые горы и учит не соглашаться на меньшее.
Вообще, в плане достоверности событий «Король Ричард» сделан хорошо: бросается в глаза и прямое цитирование костюмов и деталей с архивных кадров, и тот факт, что сами сестры выступили продюсерами фильма, присутствовали на съемочной площадке и дали добро на выпуск ленты только после того, как увидели результат. С таким подходом «Короля» даже можно было бы отнести к жанру документального, хотя некоторые немаловажные факты здесь все же умалчиваются: например, тот, что Ричард Уильямс специально перевез семью в неблагополучный Комптон, чтобы приучить детей к вечным преодолениям, и что позже, в конце 1990-х, его подозревали в избиении жены, в результате которого у нее были сломаны три ребра.
Впрочем, противоречивости в персонаже Уилла Смита хватает и без этого, да и фильм не преследует цели быть автобиографичным. Авторы никого ни в чем не обвиняют, не вызывают приступ зрительской мотивации, они скорее констатируют факты, давая возможность зрителям решать самостоятельно. Так получается хорошо сделанная история об успехе, преодолении и сумасшедшей отцовской вере в дочерей. Как окажется позже, не беспочвенной.