
Коты в искусстве: как усатые захватили холсты и сердца

В наше время каждый хоть раз отправлял фото или видео с котиками друзьям или близким. А кто не делал этого – пусть первым бросит в меня камень. Сегодня поговорим о кошачьем следе в истории и искусстве. Он куда глубже, чем просто мемные средневековые коты с человеческими лицами. И тема эта далеко не шуточная, ведь через кошачьи образы можно проследить, как менялись взгляды на природу, религию и даже человеческие пороки.

Екaтерина Андреева, создатель проекта об искусстве YaAndArt


Когда и как человек приручил кота – вопрос открытый. Скорее всего, это произошло в период между 7000 и 4500 годами до н.э. Но достоверно известно, что уже первые цивилизации, например древние египтяне, относились к кошкам с особым почтением.
Это отражено в искусстве той эпохи. Египтяне восхищались ловкостью и независимостью кошек, считая их священными животными. Они изображали богов и богинь с кошачьими чертами: Баст, Сехмет, Тефнут, Мафдет и Шезметет. Кошек включали в рельефные изображения, расписывали ими папирусы и даже украшали гробницы.
Египетские коты ассоциировались с воинственностью и могуществом. Их уход из жизни воспринимался как серьезная утрата – об этом писал еще Геродот. Египтяне не только мумифицировали умерших питомцев, но и брили себе брови в знак траура. А за убийство священного животного и вовсе могли казнить.


В Античности люди тоже были неравнодушны к кошкам. Их завезли в Грецию и Рим еще в V веке до н.э. мореплаватели и торговцы-финикийцы. Первым свидетельством присутствия кошек в греческих домах считается монета середины V века до н.э., на которой изображен человек, играющий с кошкой. Помимо монет, кошки оставили след и в древнеримском искусстве – их можно встретить на мозаиках, а также на надгробиях.


Но настоящей «кошачьей» эпохой стало Средневековье. Кажется, ни одна другая эпоха, даже XXI век, не подарила нам столько разнообразных изображений с богатой символикой. Образ кошки балансировал между демонизацией, утилитарной функцией и ироничной игрой, отражая все противоречия средневекового мировоззрения.
Кошек в средневековых изображениях можно разделить на три категории: обычные, комичные и демонизированные. В интерьерах зажиточных домов их часто изображали как символ статуса. Владение кошкой, окруженной заботой и хорошим питанием, означало, что хозяин может позволить себе роскошь держать животное просто так, без утилитарной цели. Например, на фреске Пьетро Лоренцетти «Тайная вечеря» кошка удобно расположилась у камина, а рядом собака доедает остатки с тарелки. Они не играют сюжетной роли, но подчеркивают, что действие происходит в доме богатого человека.
Средневековые рукописи изобилуют иллюстрациями, на которых монахи и монахини запечатлены в окружении кошек. Часто их можно увидеть и на полях Часослова, будто авторы книг невольно отдавали им дань внимания. Например, на миниатюре XV века Святой Матфей изображен рядом с котом, вероятно, его спутником.
Однако отношение к кошкам в Средние века было далеко не однозначным. В проповедях их часто упоминали в негативном ключе. Английский проповедник XIV века Джон Бромьярд осуждал содержание кошек у зажиточных граждан, считая их бесполезными, перекормленными аксессуарами богатых, в то время как бедняки голодали.
В средневековой культуре кошки были не только милыми домашними питомцами, но и существами, вызывающими страх и суеверия. Их, особенно черных, ассоциировали с дьяволом, колдовством и еретическими культами. В трактатах XIV–XV веков, таких как «Молот ведьм», кошек описывали как фамильяров, духов – помощников ведьм, которые, по поверьям, служили проводниками в потусторонний мир.
Но и это не все. Средневековые авторы наделяли кошек аллегорическим значением, и не в самую лестную сторону. В бестиариях – сборниках описаний животных – они олицетворяли ложь, лицемерие и сладострастие. В «Абердинском бестиарии» XII века кошка сравнивается с дьяволом, который «притворно мурлычет, чтобы обмануть душу».
Кошек также связывали с ленью. В иллюстрациях к Псалтирям их можно увидеть мирно спящими, и это не просто бытовая сценка – так подчеркивался их символизм. Лежащая кошка противопоставлялась муравьям и пчелам, которые в христианской традиции олицетворяли добродетельный труд.


В искусстве эпохи Возрождения кошки не просто присутствовали, но и несли глубокое символическое значение. Например, на гравюре Альбрехта Дюрера «Адам и Ева» (1504) они становятся частью сложной аллегории. Вокруг первых людей собрались животные, олицетворяющие разные человеческие темпераменты: кошка – гнев и раздражительность, кролик – надежду, бык – спокойствие, а лось – меланхолию. Однако, поскольку композиция изображает момент первородного греха, кошка и мышь здесь символизируют мужское и женское вожделение, в то время как попугай – возвышенную любовь. Дюрер мастерски расставляет детали: хвост кошки касается пятки Евы, намекая на искушение и плодородие, а Адам словно наступает на мышь – своеобразная игра в «кошки-мышки», в которой люди оказались пешками.
Ту же идею мы видим в более поздней работе Хендрика Гольциуса «Грехопадение человека» (1616): кошка вновь занимает центральное место, олицетворяя похоть и желание. Вообще, в эпоху Возрождения у кошек была сомнительная репутация. Например, на фреске Доменика Гирландайо «Тайная вечеря» в монастыре Сан-Марко кошка добавлена не случайно. Художник усаживает Иуду отдельно от остальных апостолов, подчеркивая его предательство, и помещает рядом с ним кошку – традиционный символ коварства и измены.
Однако кошки могли быть не только зловещими персонажами, но и просто кошками. Леонардо да Винчи часто изображал их в своих набросках. В одной из композиций «Мадонна с младенцем» Иисус держит в руках пушистого кота. Очевидно, тут уже речь не о зле, а о теплом бытовом моменте. В другом рисунке да Винчи «Двадцать кошек» (около 1513 года) мастер детально изучает грацию и движение этих животных. Благодаря таким работам Леонардо приписывают фразу: «Даже самая маленькая кошка – это шедевр» (хотя ее подлинность остается под вопросом).
Так что в искусстве Возрождения коты были кем угодно – от символа дьявольского искушения до источника вдохновения великих мастеров.

Когда же коты окончательно завоевали место домашних любимцев в европейской культуре? Первые серьезные шаги в этом направлении начались еще в XVIII веке, и один из главных «адвокатов» кошек – французский писатель Франсуа Огюстен де Паради де Монкриф. В 1727 году он опубликовал «Историю кошек» – красноречивый и сатирический труд, в котором защищал животных, ссылаясь на древнюю историю, особенно на Египет. Однако не все читатели уловили сатирический подтекст, и книга подверглась жесткой критике. Тем не менее попытка обелить репутацию котов была засчитана – Монкриф одним из первых начал говорить о кошках как о достойных компаньонах человека.


Настоящим же амбассадором котов в искусстве можно назвать Луиса Уэйна. Он сыграл ключевую роль в изменении восприятия кошек в Викторианской и Эдвардианской Англии на рубеже XIX–XX веков. До этого времени кошек воспринимали исключительно с утилитарной точки зрения – как охотников на грызунов. Жестокое обращение с ними было обычным делом, что отражено и в искусстве того времени. Но Уэйн, будучи председателем Национального кошачьего клуба, использовал искусство, чтобы сделать кошек желанными домашними питомцами.
Его антропоморфные иллюстрации – кошки, играющие в карты, читающие газеты, музицирующие – сделали их симпатичными и понятными широкой аудитории. Эти изображения тиражировались в газетах, на открытках и в детских книгах, формируя культурный нарратив, в котором кошки впервые за столетия стали олицетворением домашнего уюта, интеллекта и даже светских манер. По сути, Уэйн превратил их в героев массовой культуры, предвосхитив нашу современную одержимость интернет-мемами с котами.
Вот что такое сила искусства: один и тот же зверь, но сколько образов и значений он нес сквозь века!