#Кино

Краткая история кино «для чайников»: 16 культовых фильмов, изменивших кинематограф

«Матрица»

Без этих классических фильмов современный кинематограф едва ли был бы таким, каким мы его знаем, так что спасибо за «Бойцовский клуб», «Сияние», «Мстителей» и «Душу» стоит сказать именно этим картинам, некоторые из которых скоро отметят столетний юбилей. Рассказываем о культовом кино, навсегда изменившем индустрию!


«Броненосец «Потемкин»» (1925)

Историческая драма Сергея Эйзенштейна рассказывает о реальном событии – восстании на броненосце «Князь Потемкин» в 1905-м, когда возмущенные некачественным питанием моряки захватили корабль. История тогда закончилась трагично – расстрелом мирного населения.

Вообще Сергей Эйзенштейн заслуженно носит статус экспериментатора в кинематографе, и в «Броненосце» это проявилось особенно ярко – посмотреть хотя бы на визуальные эффекты, нетипичные для того времени (оживающие каменные львы для 1925-го стали своего рода сенсацией). При этом главная заслуга Сергея Эйзенштейна даже не в этом, а в работе с ракурсами и монтажом – он сделал ставку на крупные планы и показ одного и того же события с разных точек, чтобы глубже погрузить зрителя в происходящее, и не прогадал. Такие приемы мы позже увидим в десятке других картин и видим, к слову, до сих пор.


«Певец джаза» (1927)

В немых фильмах были только вставки с музыкальными номерами или фоновые звуки, – таким кинематограф существовал до 1927-го, пока на экраны не вышел «Певец джаза», открывший эпоху звукового кино. Здесь впервые появились сцены с речью актеров, и, хотя длятся они в общей сложности не дольше двух минут, но для всего визуального искусства это был настоящий прорыв. Так что именно этой истории о Джеке Рабиновиче, мечтающем исполнять джаз вопреки желаниям своей семьи, мы обязаны современными «говорящими» фильмами.


«Белоснежка и семь гномов» (1937)

Первая большая полнометражная анимация от Disney, ставшая настоящим техническим прорывом. Для создания мультфильма студия использовала инновационные технологии и сделала нарисованных персонажей максимально похожими на настоящих людей: если до этого каждое движение героя состояло из десяти промежуточных кадров, то в «Белоснежке» это число выросло вдвое, благодаря чему картинка стала более плавной. А еще все эти вздохи, замахи и прочие мелкие жесты и детали – они и по сей день выглядят вполне достойно!

В мультфильм вложили $ 1 499 000 (что и сейчас немало), но заработали с него в сто раз больше – $ 184 925 486, а заодно положили начало эре полнометражной анимации. Просто представь, что, если бы не «Белоснежка», над «Душой» в этом году мы бы тоже не плакали.


«Гражданин Кейн» (1941)

Одна из наиболее знаковых в истории кинематографа картин. Именно ее создателям посвящен одиннадцатикратный номинант на «Оскар» 2021 – фильм «Манк». Этой картиной режиссер Орсон Уэллс – 25-летний дебютант в индустрии – открыл эру независимого кино, на которое не влияют студии, и здесь же он отошел от традиционной для того времени линейной формы повествования, когда события плавно и логично идут от одного к другому. Его «Гражданин Кейн» состоит, напротив, из флешбэков, которые постепенно раскрывают прошлое главного героя – газетного магната, чья смерть вызывает бурную реакцию общественности.

Позже такую манеру у молодого и начинающего режиссера станут перенимать Квентин Тарантино, Мартин Скорсезе, да и за нелинейное повествование у Кристофера Нолана стоит сказать спасибо, пожалуй, именно «Гражданину».


«Семь самураев» (1954)

Японцы вошли в чат. Именно эта классическая приключенческая драма Акиры Куросавы об опытном самурае и его команде, защищающих деревню от набегов мародеров, стала основной для десятка экшенов («Великолепная семерка» 2016-го так и вовсе явный ремейк). Более того, представителей жанра до сих пор делят на «до» и «после» этого фильма.

«Семи самураям» мы, кроме того, обязаны эталонной схемой построения сюжета и раскрытия персонажей: важных действующих лиц здесь вводят постепенно, за ними идет основной конфликт и поиск компромисса. Знаешь, где мы такое видели? Да в тех же «Мстителях», например.


«Психо» (1960)

Боже, спасибо «отцу хоррора» Альфреду Хичкоку, без которого сейчас бы наверняка не существовало качественных триллеров в духе «Сияния» или «Бойцовского клуба». Именно он заложил их основу – мрачную атмосферу, нагнетающуюся с помощью крупных планов, теней, особого музыкального ряда и замедления действия. Его «Психо» к тому же стал одним из первых фильмов с резким поворотом сюжета в финале, а еще он считается прародителем слэшеров – поджанра фильмов ужасов, в котором маньяк убивает подростков. Так что если любишь пощекотать нервы, то история о Мэрион Крэйн, которая спонтанно крадет деньги на работе, уезжает из города и по пути останавливается в мотеле с предельно странным хозяином, – обязательна к просмотру!


«Восемь с половиной» (1963)

Вообще Федерико Феллини мы давно и нежно любим как минимум за красивую картинку, но этим его вклад в кинематограф, конечно, не ограничивается. В культовом «Восемь с половиной» о режиссере, попавшем в творческий тупик, разрушаются, кажется, все грани реальности: здесь стирается логика и последовательность истории, а потому зритель вправе сам решать, фантастика ли на экране или нет. Такой прием совмещения настоящего и вымышленного дает простор для самовыражения, и Федерико Феллини в этом плане был в кинематографе первопроходцем – такую структуру в своих фильмах позже особенно полюбит Даррен Аронофски и другие независимые режиссеры.


«2001: Космическая одиссея» (1968)

Стэнли Кубрик своей «Одиссеей» заработал славу новатора в визуальных эффектах. Он лично приложил руку практически к каждой детали фильма и для съемок даже использовал модели кораблей разных размеров, а в финале впервые применил прием так называемого деформированного изображения и проводил съемку через узкую щель в заслонке объектива.

Вообще эта история о путешествии к Юпитеру, которое пошло не так, стала нетипичной для своего жанра фантастики – Стэнли Кубрик сделал из нее философское кино с очень неоднозначным сюжетом, что для его времени тоже было из ряда вон выходящим.


«Челюсти» (1975)

Конечно, это был далеко не первый фильм ужасов и уж тем более не первый фильм со спецэффектами, но именно «Челюсти» сорвали куш и при бюджете в $ 7 000 000 заработали в прокате $ 260 000 000, получили три «Оскара» – за лучший звук, монтаж и оригинальный саундтрек, и стали настоящим хитом. Дошло до того, что после премьеры фильма блокбастеры выделили в отдельный жанр – такие картины были заточены как раз под большие кассовые сборы. Этот же фильм подарил деятелям индустрии операторский прием, когда объекты на заднем плане приближаются в то время, как передний план остается недвижим (сейчас этому лайфхаку для фото, кстати, учат в TikTok).

Новаторство Стивена Спилберга проявилось еще и в другом – трейлер к «Челюстям» впервые позволял не просто увидеть бессмысленные отрывки, но понять суть и сюжет истории об огромной белой акуле, съедающей людей.


«Рокки» (1976)

Поклонники спортивных драм, вы на связи? Фильм с Сильвестром Сталлоне в главной роли был написан им самим и стал в последствии классикой своего жанра. В основе здесь лежит самая традиционная драма о маленьком человеке, который добивается успеха упорной работой, с одним ключевым отличием – теперь действие перенесено в мир спорта. Это и сыграло здесь главную роль, придав картине новый вкус и смысл и положив начало другим фильмам о спорте.


«Звездные войны: Новая надежда» (1977)

В четвертом эпизоде звездной саги (именно здесь противостоять Дарту Вейдеру и жестокому императору будет Люк Скайуокер) Джордж Лукас впервые применил новые приемы съемки, среди которых, например, «motion control» – повтор движения камеры по одной и той же траектории, позволяющий сделать сцены со спецэффектами более динамичными. На экране в результате мы получили зрелищные битвы космических кораблей, драки на световых мечах и множество необычных роботов – это была фантастика, но легкая и понятная любому зрителю.


«Охотники за приведениями» (1984)

Ghostbusters! Первый легкий блокбастер, которому удалось гармонично соединить в себе три абсолютно непохожих друг на друга жанра: комедию, фантастику и ужасы. Успех в прокате фильму к тому же обеспечило динамичное действие, яркие персонажи и, конечно, тот самый саундтрек, под который мы танцуем до сих пор.


«Криминальное чтиво» (1994)

Если бы эпоху постмодерна нужно было охарактеризовать одним фильмом, им стала бы вторая режиссерская работа Квентина Тарантино. Повествование здесь нелинейное, но подается достаточно просто (так что голову ломать не придется), а криминальные темы органично сосуществуют рядом с юмором. Иногда черным. Но главная заслуга «Криминального чтива», пожалуй, в количестве отсылок к классическому кинематографу: тот самый танец вдохновлен «Бандой аутсайдеров», «чистильщик» исполнял подобную роль в «Возврата нет», а сюжет о передозировке и оживлении уколом адреналина взят из «American Boy: A Profile of Steven Prince». Продолжать, впрочем, можно долго, а самое интересное в том, что такой ностальгический прием стал популярен в кинематографе именно после Квентина Тарантино и его «Чтива»!


«История игрушек» (1995)

Пятьдесят восемь лет с премьеры «Белоснежки» понадобилось на новую революцию в мире анимации. «История игрушек», которую нам подарил Pixar, стала первым трехмерным мультфильмом, полностью созданном на компьютере, а еще именно здесь изменился подход к содержанию (не все же нам о форме) – так мы поняли, что полнометражная анимация может быть классной даже без поющих принцесс. Передаем привет «Зверополису», которого не было бы без «Истории».


«Матрица» (1999)

Легенда в мире кинематографа, которой мы обязаны тогда еще братьям, а теперь уже сестрам Вачовски. «Матрица» в их руках получилась классическим примером киберпанка: сомнения в реальности мира, упадок общества на фоне развития технологий и другие научно-фантастические темы, соединенные с крутым экшеном и элементами боевика. Но вообще главная заслуга «Матрицы» в усовершенствовании и популяризации технологии «bullet time», которая позволяет камере будто облетать замерших во время драки актеров – такой прием после премьеры фильма мы будем видеть в блокбастерах почти постоянно.


«Аватар» (2009)

Десять лет фильм Джеймса Кэмерона удерживал первенство в рейтинге самых кассовых фильмов в истории. Впрочем, это заслуженно: с «Аватара» началась новая эпоха в мире 3D, создающая эффект присутствия, а еще именно в этом фильме мы увидели невероятно реалистичную лицевую анимацию, созданную при этом исключительно с помощью компьютерных технологий. За это режиссер отвечал лично и на съемочной площадке в режиме реального времени следил, как персонажи будут выглядеть после программной обработки – это позволило добиться максимального соответствия. Впоследствии герой Танос из «Мстителей» будет сделан по тому же принципу.