Кто такая Salavat Kypere? Интервью с самым эпатажным российским стилистом о формировании стиля, абсурде фэшн-индустрии и копировании
Примерно шесть лет назад, листая ныне запрещенную соцсеть, я наткнулась на сторис знакомого с фотографией Salavat Kypere и хлесткой подписью с нецензурной лексикой, которую можно интерпретировать только так: «Я считаю, что это диву должны знать все». Важное уточнение: на «диве» были только кожаный тренч, балаклава и лодочки с острым мысом. Пройти мимо такого агрессивного кликбейта я была просто не в состоянии, поэтому в следующие несколько секунд нажала на кнопку «Подписаться» и принялась изучать подробную инструкцию по эпатажу (то есть фотографии Salavat).
Уже тогда Вика (настоящее имя нашей сегодняшней героини) носила высоченные ботфорты, костюмы на голое тело, прозрачные платья, причудливые очки, береты, латексные брюки и грубые косухи. Ну а я все это использовала в качестве вдохновения для походов в «Рабицу», «Плутон» и прочие заведения по списку. Но так было шесть лет назад.
Сейчас Salavat Kypere стала одним из самых влиятельных стилистов отечественной фэшн-индустрии, ее фото висит в офисе Alexandre Vauthier, на ее аккаунт в той же запрещенной соцсети подписан Канье Уэст, а вещи ее бренда запрашивает стилист Джулии Фокс. И это я еще не рассказала про сотрудничество с Balenciaga. Хотя лучше пусть об этом расскажет сама героиня.
С чего начался твой путь в моде?
Сколько себя помню, я всегда обожала фотографироваться и стилизовать образы. Ты просто не представляешь, сколько всего хранится в архивах ВКонтакте. Одни аватарки 12-летней давности чего стоят! (Смеется). Кстати, хочу сказать, что все это выглядит актуально и сейчас.
Просто, когда я жила в Казани, понятия не имела, что на этом можно зарабатывать деньги. У меня в голове всегда была установка, что я должна быть умной, знать математику, основы бухгалтерии и прочее по списку. (Смеется.) Поэтому после школы, послушав совет папы «иди в строительство, там всегда есть деньги», я поступила Казанский государственный архитектурно-строительный университет. В основном потому, что там учились одни неформалы, а мне такое нравится. В общем, получила высшее, отработала год-два по специальности, а через некоторое время переехала в Санкт-Петербург и устроилась на должность инженера.
Ну а потом случился кризис 2014 года, мне почти полгода не платили зарплату, а чуть позже вообще сократили. Правда, сразу компенсировали всю сумму за шесть месяцев. Несмотря на то что зарплата была около 30 тысяч рублей, в общей сложности денег получилось достаточно. И вот тут началось самое интересное. Куда потратить эти деньги? Поехать за границу? У друзей либо нет денег, либо они работают. Поэтому я решила пойти на курсы в области моды, чтобы обзавестись знакомствами в индустрии. Там я познакомилась с Кириллом Шаповаловым (один из самых популярных хаус-диджеев в России. – Прим. ред.). И пошло-поехало. А потом я устроилась в TopTop на должность «Блогер-стилист». Я не шучу, именно так и было записано в трудовой книжке.
Ты как-то сказала, что у тебя любовь к моде от родителей. Можешь рассказать, что именно повлияло на формирование твоего стиля?
Чувство стиля у меня точно от мамы, она прям «шарит». Вот, к примеру, совсем недавно мне пришла шляпа Comme des Garçons, которая чем-то напоминает ту, что была в Хогвартсе. (Смеется.). Про нее почти все сказали, что это кринж, и только мама заценила.
Salavat Kypere. Фото: соцсети Salavat Kypere. Фото: соцсети
Но вот за что я по-настоящему благодарна родителям, так это за музыкальный вкус. Пока все одноклассники слушали Наталью Орейро и «Руки Вверх», мне включали Мадонну, Depeche Mode, «Кино» и Земфиру. Да, это не андеграундная музыка, но она все равно здорово формирует.
Что вообще влияет на формирование стиля?
Salavat Kypere. Фото: Катя Глушченкова Salavat Kypere. Фото: Катя Глушченкова
Все идет из детства. Из фильмов, которые ты смотришь, из музыки, которую слушаешь, из звезд, на которых ориентируешься. Все эти составляющие постепенно складываются в единую картину. Вот, кстати, мой личный пример. В детстве я обожала Мадонну, слушала ее песни, пересматривала миллион раз клипы, вдохновлялась образами и мечтала попасть на концерт. И только сейчас, анализируя свой стиль, я понимаю, сколько всего заимствовала именно у нее. Но Мадонна – это Мадонна, а я – это я. Заимствования не выглядят очевидными, потому что к ним добавляются мой характер и многие другие факторы.
А что насчет насмотренности? Можно ли себя перевоспитать?
Безусловно. Я считаю, что все зависит от человека и его стараний. Хочешь похудеть – не жри, хочешь быть модным – смотри нон-стопом показы, архивные коллекции и прочее по списку. Там все наглядно показано: что носить, как носить и с чем сочетать. Проблема в том, что люди очень ленивые и даже не пытаются найти себя.
В последнее время я все чаще замечаю очень неприятную тенденцию, что многие тупо копируют то, что модно. Это видно не только в соцсетях, но и на неделях моды. Все, кому не лень, переоделись в черное, добавили кожу, латекс и странные очки в духе Balenciaga. И это выглядит просто смешно, потому что некоторым такой стиль совершенно не идет. Я не буду приводить примеры, чтобы никого не оскорбить, но мне такое не близко. Я всю жизнь ассоциировалась с таким стилем, а теперь он просто не считывается. Поэтому я решила уйти в авангард.
Неужели через пару лет мода настолько уйдет в сторону абсурда, что мы все будем одеваться под копирку?
К сожалению, мы все заложники индустрии. Ведь мода – это бизнес с огромными деньгами, это машина, которая не остановится никогда. И это пугает. В фэшн-сфере не бывает выходных. Если ты решил месяц отдохнуть, все, поезд ушел. Тренды сменяются с молниеносной скоростью, поэтому ты всегда немного «на игле».
Не считаешь ли ты, что индустрия моды стала слишком ранимой и от любой мелочи может оскорбиться?
Это западные ценности, не российские. Мы более-менее в адеквате. Я искренне считаю, что практически все скандалы раздуты из такой ерунды, что даже смешно. Особенно когда все начали сжигать вещи Balenciaga. Зачем? Я как носила вещи, так и буду носить, потому что они мне нравятся.
Кстати, о Balenciaga. Ты была на двух показах бренда. Расскажи, как началось ваше сотрудничество?
В прошлом году мне пришло на почту письмо. Причем обратились ко мне не как к Salavat Kypere, а по настоящему имени. Если честно, я сначала подумала, что это фейк. Потом написала друзьям из Антверпена и другим знакомым в индустрии, и, только когда они сказали, что это реальное приглашение, я поверила. В первый раз ехать было немного страшно, да еще и денег не так много было. Но на самом деле хочу сказать, что ожидание намного приятнее реальности. Со стороны кажется, что это так круто, а на самом деле ничего особенного. Единственное, ради чего стоит ездить на недели моды, так это чтобы заводить новые знакомства.
Вообще, я считаю, что знакомства решают. А самое сложное в работе стилиста – обзавестись нужными контактами и научиться общаться с людьми. Все остальное – второстепенно.
Ты рассказывала, что тебя сильно вдохновляют путешествия. После поездки в Нью-Йорк ты начала носить кольца, после Токио ушла в авангард. Как думаешь, на что тебя вдохновили бы Москва и Петербург, если бы ты была туристом?
Москва меня вообще не вдохновляет, не мой город просто. Он как будто живет по правилу «казаться, а не быть». Но ведь так не должно быть. Питер другой. Это некая золотая середина между Россией и Европой. Он более андеграундный, что ли, но в то же время пропитан русским вайбом, который я очень люблю. Вот многие говорят, что у наших людей вечно недовольные лица, а мне это нравится. Я ценю в людях искренность и то, что они не будут, как иностранцы, сначала улыбаться в лицо, а потом вызывать ментов.
Если говорить о том, на что меня вдохновил Санкт-Петербург, то это абсолютно точно черный цвет. Я и до переезда его любила, но именно в культурной столице случился полный мэтч.
Поговорим немного о России, точнее, о нашей индустрии моды. Как думаешь, в нынешних условиях у нас есть шанс выйти на новый уровень?
На мировой уровень вряд ли, а вот внутри страны – да. Я вообще считаю, что в условиях стресса наш народ очень предприимчив. Какие-то ограничения только вдохновляют нас на изобретательность. Другой вопрос, что есть много нюансов, которые не зависят от нас. В России пока сложно с производствами и фабриками, нет нужного оборудования.
Сделать хорошую обувь вообще практически невозможно. Мы, когда делали ботфорты (у Вики есть собственный бренд SXSLVT, который она запустила в прошлом году. – Прим. ред.), просто голову сломали, как сделать мыс длиннее. У большинства фабрик просто нет подходящих колодок.
Лукбук SXSLVT Лукбук SXSLVT
Можешь назвать три любимых российских бренда?
Мне нравится то, что делают Ushatáva. Они могли просто клепать деньги, но вместо этого выбрали более сложный, но правильный путь. Ребята вкладывают огромные суммы в показы, съемки и коллекции. Наняли Санана Гасанова в качестве дизайнера, который из раза в раз делает красоту. Это достойно уважения. Еще очень люблю YULIAWAVE. Это, конечно, дорого, но ты понимаешь, за что отдаешь деньги. Ну и Vereja Игоря Андреева! Это совершенно не мой вайб, но выглядит безумно круто.
А топ-3 стилиста?
Я не особо слежу за работами, скорее, за людьми как за личным брендом. Я считаю, что стилист сам по себе должен круто выглядеть, а не оставаться так называемым серым кардиналом индустрии. Но это моя картина мира, и она не обязательно должна быть близка остальным.
Кстати, многие намеренно не следят за другими стилистами, чтобы очистить креативное поле. Как относишься к этому?
Да, иногда насмотренность играет против тебя. Но это нормально. Мы все вдохновляемся примерно одним и тем же. Вот, к примеру, недавно у нас была съемка, вдохновленная Японией, и я выложила «кружок» в Telegram. И началось! В комментариях писали, что это мы у тех взяли, а это у других. В общем, у всех разные ассоциации. Но парадокс в том, что мы вообще ни у кого ничего не брали, это уже было отложено на подкорке. Велосипед заново изобрести нельзя. Лучше переосмыслить старое, чем придумывать какой-то лютый кринж.
По какому принципу ты выбираешь, с кем работать?
Когда я была менее известной, работала со всеми. Сейчас я предпочитаю так не делать. В работе стилиста очень важен контакт с клиентом, если его нет – пиши пропало. Просто некоторым людям нужен сам факт, что у него есть человек, который его одевает. Но так не работает. В любом сотрудничестве нужны отдача и вовлеченность. Если клиент просто сидит сложа ручки и говорит «нравится / не нравится», я вряд ли смогу с ним работать.
Salavat Kypere. Фото: Соня Сивкова Salavat Kypere. Фото: Соня Сивкова Salavat Kypere. Фото: Соня Сивкова
Персональный стайлинг – очень долгая и трудоемкая работа. С первого раза, как по щелчку пальцев, ничего не будет. Узнав просто хобби и интересы клиента, ты не создашь ему идеальный стиль за месяц. Вот с Ксюшей Шипиловой у нас в этом плане случился мэтч. Мы работаем вместе почти год и до сих пор пробуем новое. Что-то ей идет, что-то нет. Что-то мне хочется добавить, что-то ей. Хороший результат достигается только методом проб и ошибок.
И последний вопрос: что для тебя мода?
Все просто, это моя жизнь.