«Лакричную пиццу» Пола Томаса Андерсона хоть и не называют фаворитом оскаровской гонки, но обязательно советуют к просмотру из списка номинантов. Не за восторженную критику или победу на BAFTA («Лучший сценарий») и не за высокие оценки зрителей или три номинации на «Оскар» (в том числе на «Лучший фильм» и «Лучшего режиссера», ни одна из которых, увы, не оправдалась), а просто потому, что в современных реалиях без такого кино, видимо, не обойтись. И пока все делают ставки на «Власть пса» или «Белфаст», драмы с четким социальным подтекстом, местами напряженные, местами заставляющие подумать, то вниманием массового зрителя правит именно «Лакричная пицца».
Из всей фильмографии Пола Томаса Андерсона этот фильм выделяется особенно ярко: здесь нет монументальности «Нефти», изысканности «Призрачной нити» или философичности «Мастера». На экране вместо серьезных вопросов и многослойного сюжета – лето 1973-го, залитая солнцем долина Сан-Фернандо и история первой любви, искренней и незатейливой. Это, по сути, идеальная романтическая комедия с довольно тривиальным для нее сюжетом: двое не могут быть вместе, но находят друг друга вопреки всему под музыку Дэвида Боуи, The Doors и Пола Маккартни. И пусть по телевидению на фоне рассказывают о первом бензиновом кризисе, а герои карикатурно изображают японский акцент, сюжет двигают не эти вехи эпохи, а чувства двух подростков, только познающих жизнь.
В каком-то смысле «Лакричная пицца» похожа на фантазию юного парня: главному герою, Гэри Валентайну (для Купера Хоффмана, сына Филипа Сеймура Хоффмана, это многообещающий дебют в кино), всего 15 лет, а он мечтает о 25-летней Алане (Алана Хаим из группы Haim после этой роли, своей первой на экране, стала для многих большим открытием), с которой знакомится в очереди. Она его ухаживания пресекает, хотя вместе им весело и свободно, а вот с парнями постарше ей будто не о чем поговорить. Неудавшийся роман, впрочем, не мешает им впоследствии стать хорошими друзьями, партнерами по бизнесу и пережить всего за лето маленькую жизнь. Герои Пола Томаса Андерсона – типичные персонажи не только для своего времени, но для этого возраста вообще. Он небезуспешно пробует себя на актерском поприще и делает первые шаги в бизнесе, продавая водяные матрасы и открывался зал игровых автоматов, а она, без особых планов на жизнь и понимания, куда двигаться дальше, говорит «да» буквально на все: в начале работает ассистенткой фотографа, затем пробует себя в кино, участвует в предпринимательских авантюрах друга и даже помогает в штабе кандидата в мэры. В состоянии поиска – как внешнего, так и внутреннего – они постоянно, причем независимо друг от друга. В этом, кстати, еще одна важная отличительная черта «Лакричной пиццы» от других работ Пола Томаса Андерсона – женский персонаж здесь самостоятелен, более того, именно он поставлен во главу угла.
Вообще, актерский состав «Пиццы», как и положено режиссеру, выверен до деталей: Брэдли Купер исполняет эпизодическую роль сумасбродного продюсера Джона Питерса, достойную «Оскара» (в Академии, увы, так не считают, поэтому персональной номинации у него нет), Шон Пенн не хуже справляется со своим персонажем, актером Джеком Холденом, в фильме также появляются реальные сестры Аланы Хаим и одновременно ее коллеги по группе Haim, которой Андерсон снял не один клип. Главного же героя он списывал с реального человека – своего друга, продюсера Гари Гетцмана, который на заре карьеры в Голливуде работал актером и продавцом водяных матрасов.
«Я постоянно думал об этой идее, которая преследовала меня около 20 лет: что происходит, когда восьмиклассник приглашает взрослую женщину на свидание, и она действительно приходит на него? Это всегда было своего рода комедийной предпосылкой, которую потом мне посчастливилось совместить с дружбой с Гари Гетцманом и Аланой Хаим», – рассказывал Пол Томас Андерсон в интервью Vanity Fair. В его «Лакричной пицце» и правда все сошлось: это наивное, доброе и светлое кино, которое переносит тебя в другой мир, где все счастливы, и которое неизменно оставляет приятное послевкусие и улыбку после невероятно красивого финала. И если экранной Алане понадобились пара идиотов и время, чтобы понять, что слов «Я тебя люблю» достоин тот, кого она называла другом, мы готовы подождать.