Логотип Peopletalk

Ловкость рук и никакого мошенничества – как художники по костюмам в СССР создавали культовые образы при дефиците тканей и бюджета

Главное изображение статьи
Реклама

Советское кино любят за продуманных и таких родных героев, за шутки, актуальные до сих пор, и за сюжетные твисты. Фильмы той эпохи могут запросто перенести в прошлое, заставить поностальгировать или узнать что-то новое. Кажется, нет такого человека в нашей стране (и за ее пределами), который не слышал про Шурика и операцию «Ы» и не знает, что про зайцев – это неактуально.

Сейчас эти фильмы – энциклопедия советского прошлого, на «страницах» которой можно узнать практически все. Из культовых картин Эльдара Рязанова и Леонида Гайдая мы (молодое поколение) знаем не только, что приличные люди в булочную на такси не ездили и что многие дома были похожи как две капли воды, но и то, что «именно обувь делает женщину женщиной». Да, кино оказало сильное влияние и на моду. В эпоху железного занавеса главными фэшн-инфлюенсерами наших мам и бабушек становились именно героини любимых фильмов. Тысячи девушек приходили в ателье с запросом сшить платья, юбки или блузки, как у Барбары Брыльски, Людмилы Гурченко, Алисы Фрейндлих и Ирины Муравьевой.

Но кто же создавал образы для них? А главное – как? Сегодня решили погрузиться в архив советского кино и разобраться, из чего состоят культовые образы любимых персонажей.


Зиночка из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Сразу после выхода фильм Леонида Гайдая разлетелся на цитаты. Причем не только на словесные, но и на модные. Образы Натальи Селезневой, которая сыграла жену Шурика Зиночку, произвели неизгладимое впечатление на тысячи модниц Советского союза.

Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

О белом костюме в дуэте с красными перчатками и платье с геометрическим принтом мечтали в прямом смысле все. И это не удивительно, ведь автором всех этих нарядов был Вячеслав Зайцев – тогда еще начинающий дизайнер. Специально для фильма он создал несколько образов, которые должны были отразить характер героини. И у него это однозначно получилось. Кокетливые, но в меру сдержанные наряды сделали не самую большую роль актрисы яркой и запоминающейся.


Надя из «Иронии судьбы»

«Ирония судьбы» Эльдара Рязанова в представлении не нуждается. Почти за полвека фильм стал неотъемлемой частью кануна Нового рода, а его герои – почти родными. Лента подарила миру не только теплые традиции, но и тренды. Платье Нади горчичного цвета стало настоящим хитом среди советских женщин. Говорят, многие приходили в ателье с четким запросом сделать платье, как у главной героини. Кстати, культовый образ никто специально не создавал. Платье было взято из архива «Мосфильма» и даже появлялось в фильме «Опасный поворот», который вышел за три года до «Иронии судьбы». Для картины Рязанова художница по костюмам Ольга Кручинина укоротила его, подогнала по фигуре и добавила ремень с золотой пряжкой. И вуаля, получился хит!


Гога и Катерина из фильма «Москва слезам не верит»

Над созданием образов для культового фильма Владимира Меньшова работала художница по костюмам Жанна Мелконян. Задача стояла непростая – совместить две эпохи и сделать из актрис сначала 19-летних студенток, а потом взрослых женщин. В ход шли корсеты, нижние юбки и всевозможные хитрости. А ткани для создания костюмов в духе 1950-х годов и вовсе искали на складе в Подмосковье.

Кстати, на площадке появлялись и личные вещи актеров и съемочной группы. К примеру, желтый плащ Катерины принадлежал Вере Алентовой, а вот джинсы Wrangler, которые носил Гога, мужу Жанны Мелконян.


Людмила Прокофьевна и Верочка из «Служебного романа»

В создании образа «мымры» активное участие принимала и сама исполнительница роли. Алиса Фрейндлих искала тот самый костюм, который идеально отразил бы ее персонажа, а еще помогала подобрать самую немодную прическу. Кстати, очки Людмилы Прокофьевны на самом деле принадлежали отцу оператора картины. «Она с такой неистовостью бросилась в поиски безликого, бесполого существа. С упоением надевала какие-то страшные костюмы, жуткие туфли. И с гримером работала над тем, чтобы прическа ее безобразила как можно больше. Это было большое актерское мужество», – рассказывал Эльдар Рязанов о работе с актрисой.

Несмотря на фантастическое преображение героини Фрейндлих, главная модница картины все-таки Верочка. Одна только сцена с ботфортами чего стоит. Над ее образами, к слову, работала уже знакомая нам Жанна Мелконян.

Реклама