Логотип Peopletalk

Люди думают, что если ты покрытая, тебя кто-то обязательно принудил: главное о жизни мусульманок в современной Москве

Главное изображение статьи
Реклама

Автор этого материала исповедует ислам с рождения, и когда около года назад стала частью PEOPLETALK, пополнив ряды отдела новостей, я уже носила платок. И хотя поначалу он не вызвал вопросов ни у кого из коллег (мне даже нашли место для молитвы), позже они все же появились, и после как минимум получаса обсуждений стало ясно, что этому материалу о повседневной жизни мусульманок в современном городе – быть. Выход нашей статьи пришелся на первый день поста в месяц Рамадан. В этот период мы воздерживаемся от еды и питья в дневное время.  

Признаться, сколько себя помню, мне всегда хотелось доказать, что «мы – как все», но, кажется, пришло время выдохнуть – как показала жизнь, люди разные, и это нормально. Об этом и многом другом я поговорила с героинями этого материала: психологом проекта Talk to me Асией Кожаковой, визажистом и другом редакции Дианой Кастеровой, стилистом и основателем бренда Annurclothes Каролиной Павловской. Как мне и им всем удается следовать мусульманским ценностям в Москве?

Для начала немного статистики: в Москве, по данным главного имама Московской соборной мечети Ильдара Аляутдинова от 2021-го, проживает более 13 миллионов человек, мусульман из них – от трех до трех с половиной миллионов.

Много ли это для того, чтобы, например, в торговых центрах появились молельные места, рестораны Москвы начали предлагать альтернативное халяльное мясо, а два раза в год, во время Курбан-байрама и Ураза-байрама, люди принимали тот факт, что центр города закрыт и наполнен молящимися людьми? Не знаю, но то, что всему этому должны способствовать сами мусульмане – точно. 


Стереотипы и хиджаб 

Если героиня статьи Асия, как и я, родилась в исламе, то Диану Кастерову, например, в религию привел муж – распространенная история, согласись? Некоторые могут считать, что девушки принимают ислам ради мужчины, но это не так, и Диана рассказывает: «Люди думают, что если ты покрытая, то тебя кто-то обязательно к этому принудил, это не твой добровольный шаг. Меня это очень смешит».

Впрочем, к стереотипам мусульманкам не привыкать, и особое внимание вызывает, как правило, наш внешний вид.

Каролина Павловская, дизайнер и основатель бренда Annurclothes

«Я быстро смекнула, в чем дело: если девчонка выглядит счастливой, нарядной и богатой, то к ней не будет подходить полиция»

«Чем выше у тебя статус, тем меньше к тебе претензий – я быстро усвоила этот урок и сменила имидж», – рассказывает Каролина Павловская. При этом, как добавляет Асия Кожакова, давления со стороны общественности из-за хиджаба она не испытывает: «Если я заказываю десерт, то официанты могут сказать, что в нем есть ложка коньяка, например», – смеется она.

«Если девушка покрылась, она ничего не должна доказывать этому миру. Она покрылась потому, что захотела исполнить еще одну обязанность перед Всевышним. Нет такого, что моя жизнь разделилась на до и после – для меня это естественно», – дополняет Асия Кожакова. Она же рассказывает мне о том, что мусульман в современном обществе часто сильно идеализируют:

Асия Кожакова, психолог Talk to me

«Всем кажется, что мы – возвышенные существа, которые никогда не грешат, все время каются и молятся. Хочется сказать, что мы такие же люди, как и вы».


Работа 

«Я работаю на модных съемках с дизайнерами, моделями. Кто бы мне что сказал? Хотя помню, что буквально в первую неделю, пока я еще не поняла всех правил игры, на меня могли коситься», – рассказывает Каролина. «Я работаю с достаточно известными людьми и ни разу мне никто ничего не высказал. Бывали случаи, правда, когда меня спрашивали, по религиозным ли соображениям я это сделала», – делится своим опытом Диана Кастерова, в списке клиентов которой Светлана Бондарчук, Камила Валиева и другие звезды.

Визажист Диана Кастерова

На самом деле, если раньше хиджаб мог стать препятствием к трудоустройству, то сейчас он, кажется, вызывает вопросы у работодателя лишь в исключительных случаях, и Каролина мои мысли подтверждает:

«Хиджаб сейчас, в наше толерантное современное время, не является препятствием для работы нигде вообще».

«Когда мне такое говорят, что не могут устроиться на работу из-за покрытия, я про себя думаю: «Вот лицемерка и лентяйка». Мне кажется, им просто не хватает прозорливости по жизни и даже если бы на них не было хиджаба, то они бы нашли другое объяснение тому, почему не достигают успеха в карьере».


Красота

В вопросе косметологических процедур мусульманки очень внимательны – ислам требует не изменять внешность и отказаться, например, от лака, так как он препятствует контакту воды с ногтями и, как следствие, омовению, которое необходимо для совершения молитвы. «У меня был опыт посещения какого-то мусульманского салона. Мне не хватило модности, поэтому стрижку второй раз я не захотела делать у них», – рассказывает Каролина, дополняя, что использует разве что «дорогую уходовую косметику» и не прибегает к процедурам.

«Я думаю, что отсутствие границ – главная проблема мусульманских салонов, – говорит Асия, – Я прихожу, а ко мне уже могут обращаться на «ты». А мои вопросы, почему так, воспринимаются как высокомерие. Любая попытка обозначить адекватные границы трактуются так: «Мы – мусульманская умма (община – Прим. ред.), как бы братья и сестры, а ты отбилась». 


Одежда

В современной моде есть понятие «modest fashion» – скромная одежда, которую ассоциируют с мусульманской. «Я в своей одежде (речь про собственный бренд Annurclothes – Прим. ред.). И в большей степени я одеваюсь не для себя, а для людей – чтобы они относились ко мне нужным образом, – рассказывает Каролина. – Больше всего на свете мне нравится носить черный лонгслив с трикотажной юбкой. Я бы ходила так каждый день, но людям нужны впечатления, а тебе нужно отстаивать свои гонорары в работе стилиста». 

А Диана признается, что кроме балаклав и платков в мусульманских магазинах ничего не покупает. Почему? «В них сложно найти такую одежду, которая поможет проявить свою индивидуальность, подчеркнуть стиль. Если так подумать, все одно и то же». 

«Девушки, которые помоложе все-таки больше одеваются в обычных магазинах, просто находят вещи, которые закрывают аурат (часть тела, которую мусульмане обязаны прикрывать перед другими людьми – Прим. ред.) и миксуют. Нет, я вообще не испытываю никаких сложностей, потому что покупаю, по сути, всю одежду в обычных магазинах», – добавила она. Диана все-таки отметила, что знает несколько мусульманских брендов. «Да, подчеркну, что есть классная мусульманская одежда, например, бренд Arapkhanovi, но там прайс выше среднего… И не каждая, к сожалению, сможет себе позволить юбку за 10 000 рублей купить, ну объективно».


Рестораны 

Ни для кого не секрет, что мусульмане едят халяльное мясо, которое произведено в соответствии с исламскими нормами. «В мусульманских заведениях большой акцент делается на национальную кухню. Как правило, там не самый приятный запах, интерьер – это вообще… Как бы деликатно выразиться, очень атмосферный, аутентичный», – говорит Диана.

«Если у меня есть вариант пойти в чайхану или проголодаться, я выберу проголодаться».

«Если хочется все-таки сходить в такого уровня заведения (речь про White Rabbit, «Сахалин» – Прим. ред.), я просто закажу себе рыбу, морепродукты, которые нам можно», – добавила она.

А Асия не сталкивается с подобными сложностями в городе. «Проблем с едой у меня никогда не возникало. Я люблю вкусно поесть и, благо, ресторанов в Москве много, которые предоставляют халяльное мясо», – говорит она.


Социальные сети

Хиджаб подразумевает закрытый образ жизни и скромность, но современный мир диктует нам другие правила. «Публикацию личных фотографий я связываю с намерением. Думаю, что если соблюдаются все нормы шариата в одежде, то почему бы и нет? Возможно, это способствует какой-то динамике в жизни человека. Мне социальные сети помогают проявляться, заявлять о себе, о том, что происходит со мной на моем пути», – поясняет Асия Кожакова. 

А вот Каролина, напротив, выступает против: «Нельзя публиковать свои личные фотографии, изгибать спинку и фотографировать свой силуэт, даже отвернувшись. Мне кажется, что это все, конечно, влечет за собой последствия (например, переписки или встречи с мужчинами и другие ситуации, которые ислам не одобряет – Прим. ред.)». 


Общение с мужчинами 

«У меня есть коллеги-мужчины, с которыми я в прекрасных отношениях: мы обмениваемся опытом, наполняем друг друга, я многому учусь у них. Мне кажется, это помогает более свободно себя чувствовать – пропадает страх мужчин. Ты с ними общаешься, дружишь и видишь, что это такие же люди. Важно, чтобы соблюдались телесные и словесные границы», – рассказывает Асия. 

Похожая ситуация, к слову, и у Каролины Павловской: «Я взаимодействую с мужчинами в рамках работы.

Что касается иного общения, то я никогда не зависела от них и не хотела быть «чьей-то женой». И с приходом ислама в моей жизни в этом смысле ничего не изменилось.

У меня был опыт замужества, рада, что он закончился».

Стоит сказать, что мусульманский мир действительно уже не вызывает такого волнения, как это было раньше. Люди больше не выходят из вагона метро, когда видят женщину в хиджабе, не удивляются, что она может быть не только матерью, но и запускать бизнес, а мусульманские женщины не боятся самовыражаться и их мир не ограничивается бытом. Мы наконец не обязаны что-то доказывать – достаточно просто быть, ведь места хватит всем.


Фото: Бэлла Мижаева

Реклама
Рекомендуем