#New Education #Интервью #ЭКСКЛЮЗИВ

Мария Голованова, финалист конкурса «Учитель года – 2021», о буллинге, родителях супергероев и соцсетях, сформировавших новое поколение

«Темпы развития сферы образования заметно ускорились»

Как бы странно это ни звучало, но пандемия оказала услугу российскому образованию, заметно ускорив темпы его развития. Гибридная система, в рамках которой ученик частично занимается в школе, а частично онлайн, пожалуй, сегодня выглядит наиболее эффективной и целесообразной.      

Потрясающие возможности открываются для детей, которые по разным причинам не могут лично посещать школу (на длительном лечении, болеют, спортсмены на соревнованиях и т.д.). Отныне они не выпадают из процесса.

В Советском Союзе никто не понимал, зачем учить английский. В стране был железный занавес, заграница казалась чем-то нереальным. А сейчас все сильно изменилось. Английский стал одним из немногочисленных прикладных предметов, Google не научит тебя английскому, даже YouTube не научит, потому что только единицы могут освоить язык самостоятельно, без преподавателя. Вдобавок сегодня на английском проводят операции, выступают с лекциями, снимают фильмы и поют пени – он служит дополнением к самым разным профессиям.

«Соблазн делать деньги, не имея ни навыков, ни знаний, высок»

Да, соблазн делать большие деньги, не имея ни навыков, ни знаний, высок. Однако они понимают, что если бы это было так просто, то все бы уже давно были блогерами-миллионниками. Поэтому к карьере инфлюенсера большинство учеников относятся скептически. Скорее, это временное помешательство, увлечение, которое довольно быстро проходит. Запрещать бесполезно, поэтому я считаю, пусть пробуют, совершают ошибки и делают из этого выводы. А вдруг получится что-то стоящее!  

«Учитель должен видеть в ребенке партнера»

В моем детстве учитель был всегда прав. Даже если ученик был не согласен или ему что-то не нравилось, нужно было молчать и согласно кивать, иначе его записывали в хулиганы. Сегодня все по-другому. Авторитет учителя перестал быть безоговорочным. К тебе не будут прислушиваться, если ты будешь навязывать свой предмет. Доверие учеников можно завоевать только путем уважения их интересов, мнения, жизненной позиции. Нужно, чтобы учитель видел в ребенке полноценного партнера, потому что процесс обучения – это не театр одного актера, это взаимодействие и двухсторонняя коммуникация.     

«Встать на сторону жертвы – значит спровоцировать агрессора»

Травля, систематическая агрессия и прессинг не могут возникнуть спонтанно, они появляются только в том случае, если на это долгое время закрывали глаза. 

В каждом классе есть ребенок менее социализированный, и есть, наоборот, тот, кто провоцирует конфликт. И тех и других видно почти сразу. Если отслеживать и пресекать любые первичные проявления агрессии, то ее просто не будет.

Другая ошибка, которую может совершить преподаватель, – это встать на сторону жертвы. Такая позиция только сильнее спровоцирует агрессора. Не надо ругать, надо объяснять и закладывать уважение к чужим границам. Ребенок должен с детства понимать, что никто не обязан ему нравиться, собственно, как и он не обязан нравиться другим, мы не должны соответствовать ничьим требованиям и нужно уважать других людей. Тогда никаких конфликтов не будет.

«Некоторые родители воспитывают супергероев»

Родители часто совершают две ошибки: одни много работают и обделяют ребенка своим вниманием, другие, наоборот, излишне нагружают его занятиями. В первом случае родители сконцентрированы на зарабатывании денег, их любовь проявляется за счет того, что ребенок одет, обут, накормлен и получает образование. Второй тип родителей воспитывает супергероев. Ребенок должен быть разносторонне развит, спортивен, успешен. Они водят его в десятки разных секций и к репетиторам, но дети устают и быстро выгорают. И это негативно сказывается на их психологическом здоровье. Они в начальных классах уже как будто немного выдохлись, меньше радуются, меньше играют. Странно звучит, но они с детства немного унылые. Детская беззаботность стала редким качеством.          

«Не научить, а показать, как можно шагать с гордо поднятой головой»

Я разрешаю своим ученикам совершать ошибки, потому что любой промах позволяет лучше понять свою цель. Но система вынуждает нас негативно оценивать ошибки, то есть ставить плохою отметку, однако и это может послужить мотивацией. И дело не в том, оцениваешь ли ты старания ребенка по 5-балльной или 10-балльной шкале, а в том, что любая оценочная система необъективна и касается только теоретического владения предметом.

Скажем, в стрессовой ситуации отличник может растеряться, а троечник, наоборот, собраться. Один на практике будет выдавать все свои знания, а второй не сможет использовать и половины. У нас нет гарантии, что ученик будет применять свои школьные знания в жизни. 

Наш мир стремителен и опасен, как бы драматично это ни звучало. И задача преподавателя – научить ребенка проходить эти опасности, искушения мудро, избирательно относиться к информации, прививать ценности и открывать возможности. Наша главная миссия – не научить, а показать, как можно с гордо поднятой головой шагать, общаться, быть открытым миру, миру принадлежать, при этом не зацикливаясь на своих чувствах, быть живым. Да, пожалуй, главная задача преподавателя – научить ребенка быть живым. 


Платье, Loom By Rodina

Водолазка, Mango

Ботильоны, Principe Di Bologna

Украшение с жемчугом, Solnyshko Mira


Фото: Федор Битков

Идея: Ксения Аносова

Стиль: Ксения Васильева

MUAH: Галина Пантелеева для Make Up For Ever

Продюсер: Анастасия Фридман

Ассистент фотографа: Павел Веденькин @kometa_rent

Ассистент стилиста: Елизавета Злотолинская

Ассистент продюсера: Лолита Сидорина

Дизайн: Татьяна Курьякова


Благодарим Культурный центр «ЗИЛ» за предоставленную локацию.