Логотип Peopletalk

Мейджоры думают вернуться в Россию, а нам это интересно? Отвечает киноколумнист PEOPLETALK Артем Ремизов

Главное изображение статьи
Реклама

В 2022 голливудские мейджоры приостановили свою деятельность в России, и тогда это сильно ударило по нашим кинотеатрам. Казалось, что киноиндустрии нанесен огромный урон. Многие спрашивали себя, пойдет ли российский зритель, за столько лет привыкший к голливудскому мейнстриму, смотреть отечественные картины. В качестве альтернативы предлагали фильмы турецкого и южнокорейского производства, однако никто не верил, что они соберут полные кинозалы.

Кризис дал огромный толчок отечественному кинопроизводству. Появилось много оригинальных проектов, но часть зрителей по-прежнему старается отслеживать зарубежные новинки. Крупные премьеры у нас показывали неофициально, но также были и рассчитанные на узкую аудиторию инди-фильмы, которые продолжали выходить у нас в прокате. После мирового триумфа «Аноры» с русскими актерами, казалось, лед тронулся. Теперь многие издания пророчат скорое возвращение крупных киностудий на российский рынок.

Но теперь, когда все встало на рельсы, нам это интересно?

Вернутся ли голливудские мейджоры в Россию? И если да, то как это повлияет на нашу индустрию, которая уже не только справляется сама, но и активно развивается?

На эти вопросы мы попросили ответить киноколумниста PEOPLETALK и автора Telegram-канала «Ремизорро» Артема Ремизова, который каждый месяц подсвечивает самые волнующие события в мировой киноиндустрии, а также делится новинками кино, которые ты точно сохранишь в «Обязательно к просмотру».

Артем Ремизов, киноколумнист PEOPLETALK


5-го июня в российский прокат выходит «Балерина» – фильм из вселенной «Джона Уика» с Аной де Армас в главной роли. И почему-то именно он снова запустил разговоры о том, что большие прокатчики могут совершить камбэк на российский рынок после ухода в 2022 году, хотя это происходит не впервые – еще в 2023 году в наших кинотеатрах показывали четвертую часть «Джона Уика».

В своем материале от 14-го мая Variety рассуждают о том, что именно Lionsgate могут первыми вернуться на наш рынок в полном объеме (при этом кто-либо из представителей студий отказался давать материал открыто). Прогнозы вызваны тем, что якобы мейждоры не в восторге от кассовых сборов своих проектов по миру, а российский рынок всегда привлекал западные компании. Россия была шестым по величине мировым кинорынком в начале 2022 года, а блокбастеры реально зарабатывали приличные деньги. Сейчас это делает фестивальное кино, которое в большом количестве выходит в наш прокат. Напомню, что «Субстанция» Корали Фаржа в прошлом году для «Вольги» стала одним из самых успешных релизов, собрав 7 миллионов долларов у нас, а «Собиратель душ» Оза Перкинса собрал 4,5 миллиона, уступив на международной арене только Великобритании. Ну и что греха таить, известная на весь мир кинокомпания Lionsgate продала «Балерину» нашей «Атмосфере Кино» – это громкая для нынешних времен сделка.

2024 год в целом был хорошим для независимого кинематографа в плане нашего проката. «Анора» сумела собрать в России почти 3,3 миллиона долларов из 56 миллионов общемировых сборов. И это при том, что внятного маркетинга у фильма не было (мы уже как-то рассуждали с вами на эту тему). Неплохой результат, пусть и во многом такие цифры обязаны нашим ребятам в кадре. Еще один локальный успех был у фильма Алекса Гарленда «Падение империи». Локальный – потому что сборы в 1,7 миллионов долларов для фильма с широкой росписью успехом назвать трудно, но узнаваемость Гарленда как режиссера не такая высокая в нашей стране.

Из не авторских фильмов в прошлом году неплохо себя проявил фильм Гая Ричи «Министерство неджентльменских дел». За время проката в России фильм с Генри Кавиллом окучил у нас чуть больше 6 миллионов долларов, если верить данным «Кинопоиска». Результат неплохой, поскольку вне США картина сумела собрать 9 миллионов долларов, то есть две трети прибыли пришлось на Россию. Да, можно списать такой успех на то, что «Плюс Студия» (это которые «Кинопоиск» / «Яндекс») принимали участие в создании картины, но все же.

О чем все это нам говорит? Что с уходом мейджоров авторский кинематограф начал получать денежки в нашем прокате, а значит и его виральность увеличилась. Зритель узнал новые имена, посмотрел на новые жанры (вряд ли многие знали про боди-хорроры до «Субстанции»), понял, что кино – это не только Кристофер Нолан и Леонардо ДиКаприо. И вроде как можно сделать вывод, что уход больших студий – это плюс, но есть нюанс.

Возвращение мейджоров нам тоже пойдет на пользу. Здоровая конкуренция не может существовать в вакууме. Для того чтобы развиваться, среда не должна стагнировать. И дело даже не в том, что нам надо коситься на западных контентмейкеров. Это скорее процесс некоего обмена опытом, где мы смотрим на качество фильмов, на то, как они продвигаются, и можем адекватно, без перегибов, перенимать опыт коллег. Кто бы что ни говорил, но от боя с тенью пользы мало.

Да, трехлетнее отсутствие больших кинокомпаний пошло на пользу нашей индустрии, появились новые имена, форматы и идеи. И пусть многие из них сделаны на тяп-ляп, но по факту некий буст мы получаем до сих пор. В том числе в плане того как адаптироваться в таких кризисных для российского кинопроката ситуациях. Но чтобы пойти дальше, надо всегда соревноваться с достойными себе.

Возвращение американских блокбастеров поможет в том числе и нашим кинотеатрам, которые смогут преодолеть за их счет кризис в плане заработка, который поначалу после ухода мейджоров очень сильно ударил по ним. А оправившись от этого, появится ресурс на то, чтобы делать нечто новое. Банально строить новые современные кинотеатры и мультиплексы в городах России. То есть делать кино доступнее для жителей в разных уголках страны. Плюс? Плюс!

Один  руководитель известной кинокомпании сказал изданию Variety, что возвращение мейджоров в Россию неизбежно. Надеемся, что это так и есть, ибо без них наша киноиндустрия будет развиваться куда медленнее.

Реклама
Рекомендуем