Мода – это отражение того, что происходит в мире: основательница бренда 1811 Марина Терентьева о fashion-индустрии, вдохновении и неудачном ребрендинге
В современных реалиях импортозамещение – наше все. За последние полгода локальные марки стремительно набирают обороты, вес и значение. Практически каждую неделю на модной арене появляются новые игроки с большими амбициями и явным талантом. Мы всегда пристально следим за такими проектами и знакомим с самыми перспективными.
Героиней нашего сегодняшнего fashion-интервью стала основательница бренда 1811 Марина Терентьева. Уверены, если ты фанат минимализма в духе The Row и Jil Sander, скорее всего, знаком с многообещающей российской маркой. А если нет, точно пришло время познакомиться и узнать чуть больше о его главном идейном вдохновителе.
Марина гордо носит вещи собственного производства, снимается для бренда и по-настоящему горит своим делом. За семь лет существования 1811 она прошла через неудачный ребрендинг, потерю клиентов и пандемию. Но все это только придало сил двигаться дальше. Сейчас вокруг бренда образовалось сильное комьюнити, а о вещах из нашумевшей коллекции «Там, где Рерих» мечтают все городские фэшиониста.
Мы встретились с Мариной в (святая святых) офисе 1811, где нам удалось заглянуть в мудборд будущих коллекций и пообщаться о моде, вдохновении и, конечно, планах на будущее. Ну что, начнем?
Расскажите для наших читателей, как появилась идея создать бренд?
Моя жизнь всегда была связана с модой. Я любила и до сих пор люблю красиво одеваться, а одежду всегда считала способом самовыражения. Даже когда училась в школе, старалась не выглядеть как все и переделывала вещи с помощью подручных материалов. А когда в восьмом или девятом классе нам объявили, что введут школьную форму, я собрала весь класс и мы пошли к директору. В результате ее так и не ввели! Конечно, это вряд ли было связано с нашим протестом, но мне тогда казалось, что я к этому причастна. (Смеется.)
Думаю, уже в тот период я понимала, что хочу посвятить свою жизнь моде. Поэтому, когда выросла, пошла к лучшим – в ЦУМ. Там я проработала семь лет, набралась опыта и решила, что пора делать что-то свое. Не хотелось быть винтиком в большом механизме, я мечтала создать собственную систему координат.
Вы как-то сказали, что общаетесь с людьми через свой бренд. А что именно вы им говорите?
Что женщина может быть разной и что в современном мире нет места клише. Нельзя указывать девушкам, что если они сидят дома, то должны одеваться так, а если строят карьеру, то вот так. У нас разная одежда. Да, конечно, со своей эстетикой и уникальным дизайном, но все же разная. Нам важно, чтобы женщина была такой, какой ей захочется.
Любой дизайнер чем-то или кем-то вдохновляется. У вас есть ролевая модель – дизайнер или бренд, на который вы равняетесь?
Безусловно, есть список брендов, которые задают тренды. Многие из них были для меня как маячок в самом начале пути. Когда я работала в ЦУМе, одним из них был Lavnin времен Альбера Эльбаза. Мне был очень близок его подход к делу. Через одежду он говорил, что сексуальность не кричит, она шепчет. Еще мне всегда импонировало, что делают Loro Piana. Их отношение к делу, качество вещей и цветовая палитра. Ну и куда же без Totême, The Row и Jil Sander. Одежда всех этих брендов не скрывает личность, а, наоборот, подчеркивает ее. И как по мне, это самое главное.
Но сразу хочу уточнить, что равняться и заимствовать – это абсолютно разные вещи. Делать второе ни в коем случае нельзя. Важно создавать свою историю и искать свой путь.
Давайте немного пофантазируем. Если бы вам сказали, что вы можете выбрать любого человека из любой эпохи в качестве амбассадора бренда 1811, кто это был бы?
Первой приходит в голову принцесса Диана. Она никогда не была для меня иконой стиля, но сейчас ее образ стал очень близок. Наверное, это пришло с возрастом. (Смеется.) Из нынешних героев обожаю Пенелопу Крус, и мне очень польстило бы, если бы она надела наше платье. Еще восхищаюсь Шэрон Стоун, Джулией Робертс и Мишель Пфайффер. Они очень разные, но по-своему крутые. И да, мне важно, чтобы за личностью что-то стояло.
В описании бренда сказано, что «1811 – для женщин, которые в гармонии с собой». А как вы нашли эту гармонию?
Гармония пришла с возрастом. Благодаря опыту, семье, учителям и людям, которые рядом. А знаете, через одежду тоже можно увидеть, насколько человек в гармонии. И понять это очень просто. Если при встрече с человеком вы видите сначала его самого, а не трендовую одежду, это знак, что он нашел себя.
В этом году 1811 исполнилось семь лет. Можете рассказать какой-нибудь факт о бренде, которого нет в Интернете?
Есть одна история, которая началась с провала, а закончилась удивительным успехом. В самом начале пути мы решили сделать пуловер с V-вырезом. В офис пришел очень классный образец, поэтому мы не задумываясь заказали партию в трех цветах. И вот, в один день приходят эти пуловеры, и мы понимаем, что у них абсолютная другая пряжа, а вырез слишком глубокий. Настолько, что носить вещь просто невозможно. Да, нас банально обманули.
Сказать, что я разочаровалась, ничего не сказать. Для нас это была очень большая партия, в которую мы вложили много денег. Но выхода не было, поэтому вещь все же появилась в магазине. Дальше началось самое интересное. Я уехала с мужем на пару дней, а потом вижу, что эти пуловеры продаются, причем очень хорошо. Я звоню команде и спрашиваю: «Девочки, что случилось?» На что они отвечают: «Марина, пуловеры просто шикарные! Мы их надеваем задом наперед, и вырез получается на спине». В итоге всю парию мы продали, а вещь, сделанная по неправильным лекалам, стала хитом.
Вы основали бренд 1811 вместе с мужем. Многие говорят, что личную жизнь и бизнес лучше не смешивать. Но, глядя на вас, создается ощущение, что бывают исключения, и очень даже удачные. Расскажите, какие есть плюсы и минусы работы в таком дуэте?
Сейчас я вижу только плюсы. А вот первые полгода было тяжеловато. Но у нас было дикое желание добиться классного результата, и это помогло. Сыграло свою роль и то, что мы были вместе не один год. Успели пожениться, родить ребенка, пройти через ремонт. А, как известно, не всем удается сохранить брак после такого. (Смеется.)
Все пять лет отношений до создания бренда мы «щупали» друг друга, искали друг друга. Поэтому, когда решили делать свой бизнес, нам было легче договориться. Меня Ваня изначально просил никогда ничего не замалчивать и всегда говорить, если что-то не нравится. То, что мы слышим друг друга, помогло добиться таких результатов.
В 2018 году вы сделали ребрендинг, изменили логотип и название. В результате этот шаг обернулся неудачей. Если бы у вас была возможность вернуться в прошлое и изменить все, вы согласились бы?
И да, и нет. Ребрендинг мы все равно сделали бы, но по-другому. Нам в любом случае надо было поменять название компании, но мы себя переоценили и подумали, что мы крутые бизнесмены и все, к чему прикасаемся, легко получается. Поэтому осознавать все случившееся было очень болезненно. Но с другой стороны, это был хороший опыт, мы много шишек набили и вынесли урок. До этой ситуации нам все легко давалось. Да, мы много работали, но пазл сам складывался. Только спустя время я начала понимать, что во многом нам повезло.
Вы рассказывали, что на начальном этапе сами общались с клиентами и знали многих в лицо. Помните ли вы какой-нибудь приятный комплимент, который натолкнул вас на мысль, что вы все правильно делаете, движетесь в правильном направлении?
Да, было такое. Помню, как мы открыли шоурум и в первый же день сделали хорошую выручку. Тогда о нас мало кто знал, а в Instagram* было чуть больше 2000 подписчиков. Так что для первого дня выручка в 60 000 рублей была чем-то за гранью фантастики. Но потом наступили три дня затишья. До сих пор помню, как я сижу в этом пустом шоуруме и думаю: «Может, я вообще не то что-то сделала? Может, надо было дома сидеть?» А на следующий день пошли клиенты! Они мерили вещи и говорили безумно приятные слова: «Какие вы классные! Мы вас в Instagram* видели». Это дало понять, что все не зря.
А были ситуации, когда хотелось все бросить?
Да, но вспоминать об этом не хочется. Сначала неудачный ребрендинг, потом пандемия. В первые дни локдауна постоянно мелькала мысль: «Может, бросить все?» Но потом это прошло. Благодаря людям, которые были рядом и смогли вовремя поддержать. Когда я падаю духом, Ваня помогает, и наоборот. Команда тоже всегда приходит на помощь и всячески подбадривает.
Как вы думаете, какими качествами должен обладать человек, чтобы создать успешный бренд?
Мне кажется, это человек, который должен уметь заряжать. Я всегда говорю: «Один в поле не воин». Ты можешь быть бесконечно талантливым, но, если не умеешь слышать людей и заряжать их, ничего не получится. Сложности будут всегда, но если в тебя верят, то все по плечу. И это не просто слова. Я действительно знаю, о чем говорю. В тот период, когда 1811 переживал не лучшие времена, нас поддержали все: и поставщики, и фабрики, и команда.
Как Вы думаете, какая самая главная проблема индустрии моды в России?
Многие думают, что главная проблема российской индустрии моды в отсутствии производств и текстильных фабрик. Но мне кажется, дело вовсе не в этом. Бренды идут на поводу у потребителя и никак не воспитывают его. Взять, к примеру, контент. Иногда нам самим не нравилось то, что мы делали, но все равно выкладывали посты за лайки и комментарии. Бывают еще ситуации, когда бренд продал 1000 розовых платьев и решил в новом сезоне сделать то же самое просто потому, что люди покупают. Это неправильный подход. Западные бренды в каждой коллекции создают что-то новое и не боятся, что их не поймут.
Мне кажется, что российским брендам важно посмотреть вглубь себя и понять, что конкретно мы ходим дать и чему научить. Именно поэтому мы стали делать капсульные коллекции с художниками.
Какие у вас планы на будущее? К чему будете стремиться?
Стать российским брендом номер один. Я хочу, чтобы люди гордились тем, что носят вещи 1811, и понимали, на что тратят деньги. Хочется быть значимым и сильным брендом, который будет обучать и вести важные проекты. Хочется дать какую-то пользу людям, обществу, детям. А для этого нужны деньги и сила.
Что для вас мода?
Мода – это проекция времени, своеобразная лакмусовая бумажка. Мода – это отражение того, что происходит в мире. Когда мы видим фотографии дам в кринолинах или девушек в мини-юбках, точно понимаем, о какой эпохе идет речь.
* Признан экстремистским и запрещен на территории России.