#НОВОСТИ

Режиссер монтажа Мухарам Кабулова: «Фильм важнее моего эго»

«Выбор профессии – в какой-то степени судьба» 

Мои родители и судьба подарили мне удивительный мир кино, который я могла впитывать с самого детства. Конечно, это повлияло на выбор профессии – своего рода зов предков. Позже, во ВГИКе, я смотрела много фильмов, это была довольно большая часть процесса обучения. Безусловно, хотела быть актрисой после того, как довольно рано посмотрела фильм Микеланджело Антониони «Приключение» с Моникой Витти – ее красота меня поражала. Хотела, но передумала, как часто бывает в детстве.

Поработав в рекламе долгих три года, в один прекрасный день я решила пойти учиться на режиссера монтажа в Московскую школу нового кино. Начинала как ассистент монтажера в компании «Нон-стоп Продакшн» Александра Роднянского и Сергея Мелькумова. 

Кажется, что выбор профессии, предназначения – это не всегда специальный выбор, в какой-то степени это судьба. Конечно, все начинается с ремесла, а потом своего рода профессиональная нужность, востребованность – все эти факторы спустя годы каким-то удивительным образом сошлись. 

«Режиссура монтажа – как вязание и шитье»

Когда известный виолончелист Йо Йо Ма пришел к отцу, будучи маленьким, чтобы объявить о своем решении стать музыкантом, тот ответил ему: «Ты не можешь жить и работать музыкантом, это и будет твоя жизнь». Мне кажется, очень красиво сказано, и я в это верю, это про кино тоже. Моя профессия дает мне особое ощущение жизни, концентрацию внимания, что-то вроде медитативного опыта. Кто-то в интервью писал о режиссуре монтажа как о вязании и шитье, сравнение звучит забавно, но, наверное, так и есть. 

Тяжелее всего в моей профессии сидеть по 10 часов в темной комнате. 

Каждый новый фильм отличается от предыдущего как концептуально и содержательно, так и стилистически. Какого-то то одного фирменного приема у меня нет, наверное, я доверяю чувствам, когда отсматриваю материал, пробую варианты, и они не всегда одни и те же. Важно гармонично объединить отснятый материал, рассказать историю, придать фильму особую атмосферу, сверяясь со сценарием, пытаться скрыть или вовсе отказаться от ненужного. 

Зритель не должен видеть монтаж на экране, не должен замечать его – это просто сердцебиение фильма.

Российское кино опирается на великие самобытные многонациональные традиции, в нем много талантливых профессионалов. Такое кино должно жить.

«Меня вдохновляет и питает практически все»

Порой приходишь на выставку, а там картина, например, Мунка или Поленова – и все, я пропала, столько чувств, цвет, свет, все внутри меня оживает. Или вижу что-то на улице и думаю: «Это же кино!» Или больше чем кино, очень красиво, очень витально!

Бывает, устаю, но творческого кризиса еще не испытывала. Иногда фильм может быть сложно устроен, и тут просто нужно подумать дольше и больше или отпустить мысль на время, а потом вернуться снова и пересмотреть свежим взглядом. В такие моменты стараюсь брать паузу, уезжать или просто отключаться, без телефона, с книгой. Занимаюсь спортом, йогой, читаю.

«Изначально кино, конечно, было мужским»

Мне кажется, что в профессии гендерные границы постепенно стираются, но, конечно, изначально кино было мужским занятием, и мужчин в индустрии больше. В режиссуре монтажа немного иначе, в нашей стране эта профессия не так известна. Мне сложно сказать, с чем это связано, возможно, погрешности индустрии, но на самом деле женщин в этом направлении довольно много: Клодин Буше, Телкам Скунмейкер, работающая с Мартином Скорсезе (она же монтировала «Бешеного быка» и почти все его фильмы), Вера Ханжонкова, Елизавета Свилова и Эсфирь Шуб из советского авангарда. 

Знаю, что если я захочу быть в кадре, то сменю профессию, и никакого дискомфорта по поводу того, что я вне его, у меня нет.

К своей профессии я отношусь с большим уважением – мне нравится монтаж. 

В моей картине мира критики не существует, есть обмен мнениями о том, как хотелось бы, чтобы фильм выглядел – мнение есть у режиссера, у режиссера монтажа, тут важно слышать и слушать. Всегда можно найти решение, которое будет на пользу фильму. 

«Фильм важнее моего эго»

У меня уже есть европейский «Оскар» (приз Европейской киноакадемии за лучший монтаж фильма «Разжимая кулаки». – Прим. ред.), и я не против когда-то получить еще и американский!