Десятки фильмов и сериалов приучили нас к тому, что «настоящая любовь» практически всегда вырастает из трагедии, будь то ревность, мезальянс, измены или безответные чувства.
Во многом благодаря примеру с экранов мы решили, что нормальные отношения без ссор и страстного примирения после – это скучно.
Но как кино по своей сути невозможно без драматического конфликта, так и реальная жизнь не должна существовать в отрыве от здравого смысла. А он подсказывает, что любовь – это история не про выяснение отношений, а про поиск компромиссов, не про скандалы до разбитой посуды, а про умение слушать и слышать. И если, например, ты узнаешь себя и своего партнера в главных героях «Трех метров над уровнем неба» или считаешь, что твой парень – копия Тома Хэнсона из «500 дней лета», то можно понять, какой у тебя тип привязанности. Зачем это знать? Чтобы лучше понимать самого себя и проще строить отношения.
О том, какие формы поведения нам диктуют на больших экранах, рассказывает психотерапевт сервиса Zigmund.Online Юлия Каминская.
Юлия Каминская
Задавались ли вы вопросом, почему чересчур эмоционально реагируете на особенности поведения некоторых людей, их воззрения или черты характера? Замечали ли вы, что у вас есть своя собственная манера общения и что часто вы выбираете партнеров, чем-то похожих друг на друга, словно раз за разом прокручивая один и тот же сценарий?
Тревожный тип привязанности («500 дней лета»)
Человек с тревожным типом привязанности не уверен в себе. Даже недолгое отсутствие партнера может заставить его чувствовать себя отвергнутым и ненужным. И эта характеристика в точности описывает Тома Хэнсона из «500 дней лета».
Фильм, в сущности, показывает не историю любви, а терзания и саморазрушение героя, столкнувшегося с отказом в эмоциональной близости. Главный герой не может принять тот факт, что любовь его девушки Саммер прошла, и начинает винить себя в развале их романа.
Он эмоционально зависим от отношений, сконцентрирован на объекте своего обожания и излишне ее идеализирует, видит только позитивные моменты, а негативные предпочитает не замечать. Как не заметил он и того, что Саммер в самом начале отношений предупреждала его, что не верит в любовь. Но такова суть тревожного типа привязанности. Том Хэнсон очень хочет быть любимым, проваливаясь в отношения с головой, практически сливаясь с партнером. Однако не все способны выдержать такой эмоциональный запрос. И тогда реализуется основной страх человека с тревожным типом привязанности – быть покинутым. Чаще всего такой сценарий проигрывается, когда в партнеры тревожному типу достается человек с избегающим стилем привязанности. Девушка Тома не хочет быть связанной с кем-то длительными отношениями, она не верит в их реальность после развода родителей. Саммер избегает сильной эмоциональной привязанности, и ее отстранение разбивает сердце Тома. Окончательно собрать его он сможет, встретив другую «идеальную» девушку.
Избегающий тип привязанности («Один день»)
Антагонист для тревожного типа привязанности – это избегающий тип. Люди с таким типом привязанности воспринимаются яркими, уверенными в себе, независимыми и даже самонадеянными. Таков Декстер – главный герой фильма «Один день». Это история об Эмме и Декстере, которые договорились встречаться каждый год в день своего выпускного и сохранить дружбу, несмотря на то что их явно влечет друг к другу.
Эмма – очаровательная девушка, романтичная, умная, готовая поддержать, принимающая Декстера со всеми его недостатками. Но избегающий тип привязанности отталкивает его от погружения в эмоциональную связь чаще раза в год.
Люди с таким типом боятся попасть в зависимость от другого человека, потерять свою свободу, поэтому предпочитают не вступать в брак и серьезные отношения. Отношениям в жизни Декстера в принципе отведена последняя роль. Он прожигает жизнь, становится ведущим на телевидении, приобретает популярность. А отсутствие эмоциональной связи топит в алкоголе и наркотиках. Ведь его неумение открыться перед близкими – это защита от возможного отвержения.
Избегающий тип привязанности не может поверить в безусловную любовь другого человека. Женятся они чаще всего по меркантильным соображениям. Собственно, так и поступил Декстер, женившись на девушке богатых родителей, беременной от него. Любить он предпочитает на безопасном расстоянии. Когда Декстер все же находит в себе силы признать свою любовь к Эмме и начать с ней роман, девушка практически сразу погибает. У такого грустного обрыва истории есть свои причины. Очень мало шансов, что Декстер справился бы с желанием Эммы погрузиться в партнера, слиться с ним, постоянно получать от него подтверждения любви. Союзы избегающего типа привязанности с тревожным очень распространены, но они же самые сложные и выматывающие. Со стороны напоминает игру в догонялки. Тревожного партнера очень обижает отстраненность и замкнутость партнера с избегающим типом привязанности, которого в свою очередь бесит навязчивость, воспринимающаяся как покушение на личные границы и заставляющая отодвигаться все дальше и дальше. Часто такие отношения заканчиваются расставанием и взаимными упреками. Именно этим и обусловлен финал фильма. Любовная история прервана на самом прекрасном месте – до того, как герои споткнутся о свои потребности в отношениях.
Дезорганизованный тип привязанности («Три метра над уровнем неба»)
Людей с дезорганизованным типом привязанности не так много – всего от трех до пяти процентов. Как правило, такой тип привязанности свойственен тем, кто пострадал в детстве от физического или морального насилия, например при воспитании нарциссическим родителем. Столкнувшись с тем, что самые близкие могут так обидеть, представители этого типа привязанности испытывают сильный внутренний конфликт – они одновременно хотят любви и эмоциональной близости, но при этом ужасно боятся столкнуться с отвержением, обесцениванием. В отношениях дезорганизованный тип привязанности проявляет характеристики как тревожного типа – гиперконтроль, ревность, так и избегающего – отстранение, боязнь открыться.
Главный герой фильма «Три метра над уровнем неба» Аче – привлекательный bad boy в кожаной куртке на мотоцикле, который получает адреналин от гонок, соревнований, где удается проявить свою силу, и гулянок с такими же безбашенными приятелями. Сквозь призму влюбленного взгляда его девушки Баби этот персонаж представляется нам сильным, смелым, дающим ощущение свободы.
В реальности же мы видим, что Аче манипулирует наивной девушкой, часто ее унижает, нарушает личные границы вплоть до физического насилия. Для парня важно, чтобы его любили и принимали таким, какой он есть, при этом он не очень склонен разговаривать о том, что у него на душе. Люди с таким типом привязанности живут по принципу «я хороший – ты плохой». Во всех окружающих они видят угрозу. На протяжении всей истории Аче очень агрессивен, он чрезмерно отстаивает себя, ввязываясь в конфликты за любое неосторожное слово в его сторону. Он также не способен различить свое негативное поведение, и, создав массу неприятностей, бросает в сторону Баби фразу: «Из-за тебя уже немало людей сегодня пострадало». При столкновении с обвинением в причастности к смерти друга, которого Аче уговорил участвовать в гонках, молодой человек взрывается, полностью теряет контроль и бьет свою девушку. Построить долгие и надежные отношения с дезорганизованным типом привязанности очень сложно. Мало кто способен выносить отстранение и постоянные обвинения в неидеальности в сочетании с требованием безусловной любви.
Надежный тип привязанности («Стажер»)
Найти для разбора персонажа с надежным типом привязанности было сложнее. Современная поп-культура такова, что охотнее снимают фильмы про эмоциональную боль в отношениях, надрыв, поиск выхода из острого конфликта. Человек же с надежным типом привязанности устойчив, спокоен и адекватно воспринимает ситуацию, даже сталкиваясь с проблемами. Такой персонаж не будет ревновать, преследовать, драматизировать, бросаться из крайности в крайность, причинять боль отстранением и игнорированием. Эти люди верят в отношения и, что самое важное, хотят работать над их укреплением. Общение с окружающими их не пугает, не тревожит. Они готовы к новому и легко приспосабливаются к изменениям в ситуации.
Главный герой «Стажера» Бен – яркий пример такого отношения к жизни. Сюжет фильма рассказывает о 70-летнем мужчине, который приходит работать стажером в современный Интернет-магазин модной одежды. Бен легко принимает молодость своих коллег, готов у них учиться. И в то же время сам становится для них опорой, примером и мудрым наставником.
Владелица компании Джулс, чья личная жизнь находится в полном беспорядке, поначалу скептически относится к такому пополнению ее команды. Но люди с надежным типом привязанности умеют легко встраиваться в коллектив и гармонизировать его своим присутствием. «Дело в том, что вы как-то положительно на меня влияете. Я стала спокойнее с вами и сконцентрировалась. Это мне на пользу», – говорит Джулс Бену в одном из эпизодов. Бен всегда готов прийти на помощь. И это тоже одна из основных характеристик надежного типа. Люди с таким типом привязанности видят в человеке самое лучшее. Главное убеждение надежного типа привязанности: «Я замечательный, и ты замечательный. Вместе мы можем создать что-то совершенно прекрасное!»