Проект «По щучьему велению» стал одной из самых успешных экранизаций русского фольклора за последние годы, собрав больше двух миллиардов рублей кассовых сборов. Эта история – переосмысление классических русских сказок, в которых переплелись волшебная Щука, исполняющая три желания, Кот Баюн, Кощей и другие волшебные герои, знакомые нам всем с детства.
А пока картина продолжает победное шествие по российским кинотеатрам, мы поговорили с Милой Ершовой, исполнительницей главной роли, о работе с Никитой Кологривым, о том, как поменяла ее работа в полном метре и почему фильм получился гораздо интересней сказки.
Читала ли ты сама в детстве сказку? Есть ли какие-то собственные воспоминания и эмоции, связанные с ней?
Наверное, у меня есть какой-то собирательный образ в голове. Сказки я смотрела по телевизору, читала их с мамой. Они вообще наш культурный код, в котором мы в любом случае варимся. О сказке «По щучьему велению» есть какие-то обрывочные воспоминания: вот некий Емеля, вот волшебная Щука, которая выполняет его желания. При подготовке к роли я перечитала эту сказку и поняла, насколько наш сценарий сильнее, разнообразнее и интересней. Может быть, мне попалась такая интерпретация. Но в этой версии Емеля просто ничего не делал, ему все легко доставалось, у него было нескончаемое количество желаний, и в итоге он всех поколотил и вышел «сухим» из воды. Я рада, что в нашем фильме все-таки есть мораль и какой-то правильный посыл.
Жанр фэнтези подразумевает, что многие вещи снимаются на хромакей, и приходится представлять, что происходит. Насколько работа в таком жанре кино отличается от того, где ты снималась до этого?
На хромакей мы снимали лишь одну сцену в Кощеевом царстве. Всего это заняло три смены, на территории бывшего завода был построен огромный бассейн. Я не могу сказать, что это было сложно, потому что все то же самое я проходила в театральном институте. У нас был предмет, когда нужно было представлять себя в фантастических обстоятельствах. Мы придумывали нереальные ситуации и отыгрывали их. Если все принимать за «чистую монету», то как только с тобой заговорит кот в реальной жизни, ты просто сойдешь с ума. А этот предмет в институте помог правильно проживать те фантастические моменты, когда с тобой разговаривает Кот Баюн, царевна-лягушка, и ты посещаешь Кощеево царство. Для актера такие условия гораздо интересней в плане игры. Именно здесь начинаются актерские поиски: как к этому подойти? как это сыграть? как это оценить? как это воспринять?
Это твоя первая роль в полном метре – чему удалось научиться в профессиональном плане? Какие новые навыки открыть?
В профессиональном плане это действительно была моя первая роль, которая вселила в меня какую-то уверенность. Из-за того, что мой партнер по фильму Никита Кологривый такой дерзкий, яркий, бесстрашный, этими чувствами невозможно не заразиться. И вообще, все актеры, с которыми я работала на этом проекте, просто потрясающие: Юра Колокольников, Роман Мадянов, Федор Лавров. Такие большие артисты, на которых я смотрела и постоянно училась. Эта роль дала мне необходимую веру в себя и какое-то бесстрашие. До этого я стеснялась играть, и это странно, ведь это моя профессия. Но на этих съемках в меня попала какая-то искорка, которую я искала несколько лет. Это сложно объяснить, это все на каком-то необъятном, духовном уровне.
Каждая сказка должна чему-то учить – а чему учит фильм по сказке?
Выше я уже говорила, что оригинал сказки действительно какой-то бессмысленный и глупый. У нас многое изменено, у нас компиляция из других сказок, добавляются и меняются некоторые условия существования. Например, у нас лишь три желания, и это ограничение в количество дает Емеле почву подумать, чего на самом деле он хочет. Первые два желания он тратит на ерунду и когда понимает, что осталось одно, и на этом все, он уже начинает напрягаться и думать, что действительно важно. Каждый раз, когда он хочет использовать его, то уже сомневается, стоит ли. В итоге, последнее желание он тратит на что-то правильное и важное. Мне кажется, в этом и есть мораль: ты можешь всего добиться сам, нужно только поверить в себя.
Как в твоей жизни в принципе появилось кино, желание стать актрисой? Было ли это мечтой детства или счастливой случайностью?
Сложно сказать. Наверное, все в нашей жизни – счастливая случайность. Не знаю, как сложилась бы моя судьба, если бы родители не отдали меня в театральную студию, в которой я играла в спектаклях и выступала на сцене на разных мероприятиях нашего поселка. Это ведь началось в шесть лет, и длилось на протяжении всего периода становления и взросления. Поэтому все произошло случайно – как и планировалось.
Главное, что тебе дает профессия актрисы? А что дается тяжелее всего?
Как бы банально ни звучал этот ответ, но эта профессия дает возможность прожить другие жизни, дарит чувство наполненности, проявленности, яркости. Очень восполняет и закрывает много внутренних ран и дыр. Это если говорить так откровенно и честно. В моменты кастинга, утверждения, на съемочной площадке актеры – самые счастливые люди, потому что их выбрали, потому что они нужны и интересны. Потому что занимаешься любимым делом.
В чем, на твой взгляд, феномен сериала «Трудные подростки»?
Это действительно феномен, так как мы запускались на неизвестной и новой тогда платформе more.tv, в кастинге почти не было медийных актеров (разве что Александр Лыков был известен широкой публике). Думаю, это совокупность многих факторов, начиная с того, что до этого (почти или давно) не снимали сериалы про подростков, где была бы попытка понять ребят, а не осудить. Показать все их слабости, уязвимости, но не унизив этим, а разделив эту боль. К тому же были затронуты такие важные темы как буллинг, отсутствие сексуального воспитания, родительское неучастие в жизни детей, низкая самооценка, воровство, ранняя беременность, агрессия, первая любовь, предательство. Наконец-то с подростками заговорили честно. В конце концов, это стильная история, с очень классной работой художников по гриму, по костюму, постановщиков.
А еще огромная доля успеха – на режиссере первых трех сезонов – Рустаме Ильясове. Его чувство юмора, вкус, эмпатия, умение работать с актерами (что безумно важно и ценно сейчас) – все это дало большой толчок сериалу.
Помнишь свой самый любимый эпизод или сцену из этого сериала?
Очень люблю пятую серию второго сезона, где Яна и Гена угоняют машину тренера и уезжают искать отца Яны. Получился такой небольшой роуд-муви, где мы вдохновлялись сериалом «Конец ***го мира».
Сложно ли играть роль «трудного подростка» на протяжении стольких лет, когда этот образ перестает соответствовать тебе в жизни?
Я чувствую, какие изменения происходят у меня внутри, как меняются ориентиры, взгляды на привычные вещи. Конечно, я уже не та, что была в первом сезоне в 2019 году. С того времени я успела закончить институт, заняться духовными практиками, начала писать свой сценарий. Меня волнуют уже другие проблемы.
Как, по твоему мнению, сериал повлиял на современных подростков и их родителей?
Мне писали в Direct мамы подростков о том, что они сначала не поверили нашему сериалу, подумали, что все надуманно и оскверняет их детей. Но потом подошли к своим чадам, и те подтвердили, что у них в жизни еще даже хуже, чем на экране. Представляю, в какой шок они их повергли (Смеется.)! Рано или поздно это должно было произойти, и я очень счастлива, что пусть даже маленький процент, но родители наконец заговорили со своими детьми и обратили внимание на их переживания.
Расскажи о том, как ты проживала этап внутренней трансформации со своей героиней?
Это были прекрасные пять лет трансформации. Может, и к лучшему, что мы снимали каждый сезон раз в год – только летом. Все актеры приходили через год на площадку уже другими людьми, что-то пережившими, осознавшими. Мне кажется, что это тоже могло повлиять на успех сериала, так как каждый новый сезон был осознанней, глубже, сложнее. И я со своей героиней проходила этот путь зависимости от других людей, от их мнения, оценки, от того, заметили меня или проигнорировали. Многие ситуации моей героини были мне до ужаса близки и понятны. Я рада, что к концу пятого сезона произошел рывок, и Яна стала нащупывать свой стержень.
Три вещи, которые, на твой взгляд, характеризуют хорошего актера?
Первое – это человечность, не устану это повторять. Я не знаю, как это объяснить, но верю в то, что плохой человек не может быть хорошим актером. Рано или поздно его талант оставит, если он предаст себя. Еще, несомненно, трудоспособность, неусидчивость и актерский голод.
Какие планы на ближайший год в творческой деятельности? А есть ли планы на год, связанные с личной жизнью?
Сейчас я снимаюсь в сериале Данилы Чащина «Улица Шекспира». Это история, вдохновленная реальной улицей с таким названием, на которой живет цыганский табор. Я же играю дочку мэра, которую цыгане используют, чтобы управлять ее отцом. Мне кажется, должна получиться очень живая и яркая история. О других проектах рассказывать пока рано.
Три совета тем, кто хочет стать актером?
Мне кажется, очень важно понимать, кто ты есть на самом деле, хотя это и бесконечный вопрос. Мы все время под масками, под которыми сложно раздобыть себя настоящего. Но я сейчас имею в виду даже больше ощущение собственного достоинства, индивидуальности, непохожести. Мы создаем себе кумиров и хотим быть «как они». И я бы хотела дать совет идти своим путем. Я бы и себе так говорила каждый день. Есть такая классная фраза: «Если ты будешь таким, как все, то кто будет таким, как ты?»
Три правила по жизни, которые помогают сохранять энергию и энтузиазм?
Первое – спорт, йога, движение. Второе – не забывать, что все возможно, а на невозможное просто требуется больше времени. Третье – помнишь, что падение нужно для того, чтобы встать.
Бывает ли у тебя выгорание? Как справляешься с этим?
Плачу.
Какую роль ты бы хотела обязательно сыграть?
Настасью Филипповну в «Идиоте» Достоевского. Я буду повторять это во всех интервью снова и снова, пока не сыграю.
Тебе больше нравится играть положительных или отрицательных героев?
Больше всего мне нравится играть объемных героев. Понятия «положительный» и «отрицательный» – это что-то из школьной программы, из какого-то примитивного анализа на уроке литературы. Вы можете сказать, кто вы – положительный или отрицательный? Это вообще как? Зло и добро как оно есть? Все люди совершают ужасные и прекрасные поступки всю свою жизнь, иногда их вынуждают обстоятельства, иногда – собственный выбор. Тем более, нас учили быть адвокатом своей роли. Проще говоря, я хотела бы играть разносторонних, сложных людей.
Что бы ты могла бы сказать о своем характере? С какими людьми тебе легко, а каких ты стараешься не впускать в свое пространство?
Я разная – это к разговору о положительных и отрицательных персонажах. Я не знаю, какая я. Для кого-то идеальная, для кого-то – самый неудобный человек в мире. Могу сказать, что я непокладистая, наверное. Меня сложно приручить и подмять. Если я что-то не хочу делать, то никакие силы мира не заставят, а если и заставят, то я буду делать это с таким лицом и энергией… Это одна из причин, почему я много отказываюсь от проектов, к которым душа не лежит. Считаю, что все должно быть по взаимной любви.
Фото: Анастасия Бузова
Стиль: Ирина Свистушкина
Макияж и волосы: Тима Лео
Продюсер: Оксана Радуга-Пашкевич
Техническое сопровождение: Матвей Родионов
Локация: Radisson Blu Olympiyskiy Hotel, Moscow