Политические сатиры Адама Маккея, подарившего нам «Игру на понижение» и «Власть», Голливуд любит давно, поэтому участие его нового фильма «Не смотрите наверх» в оскаровской гонке было очевидным, пожалуй, еще до премьеры. И хотя назвать его триумфатором вряд ли позволят абсолютно полярные мнения и прохладный зрительский прием, но четыре номинации – в том числе на «Лучший фильм» – он все же получил (хотя в итоге ни в одной не выиграл).
«Не смотрите наверх» Адам Маккей делал по собственной схеме, проверенной не одной лентой до: взял серьезную тему, разбавил ее шутками и обличил важное высказывание в легкую форму. Вот только если те же «Власть» или «Игра на понижение» имели историческую подоплеку (сюжеты про одного из самых влиятельных политиков Америки и финансовый кризис), то это кино построено на вымышленных событиях: аспирантка Кейт Дибиаски и ее научный руководитель обнаруживают комету, которая летит в сторону Земли и, по их расчетам, через шесть месяцев и две недели уничтожит все живое, но американский президент не спешит принимать меры, и наши герои обращаются к общественности через прессу.
Сатира здесь играет на максимумах, иногда даже переигрывая, отсюда и гиперболизированные образы, и моментами нелепые диалоги, и ситуации, больше похожие на фарс, – другой режиссер мог бы сделать из такого набора номинанта на «Золотую малину», но не Адам Маккей, отлично обращающийся с подобным материалом. В его руках высмеивание очевидных зрителю фактов все равно остается остроумным, а серьезности (настолько, насколько она тут возможна) им придает еще и отменный актерский состав в лице Дженнифер Лоуренс, Мэрил Стрип и Леонардо ДиКаприо, для которого участие в этом фильме – еще и попытка привлечь внимание к экологическим вопросам. Кто еще мог бы так отыграть карикатуры на современную действительность, не скатываясь в откровенные низкопробные пародии?
Сказать того же о второстепенных персонажах, увы, нельзя: в попытках произвести впечатление и оставить свой след в зрительской памяти они не выглядят искренними, оказываются не всегда смешными и чаще становятся идеальной иллюстрацией того, что называют злой или нелепой сатирой. Исключениями, хоть и не в полной мере, можно назвать разве что популярную телеведущую в исполнении Кейт Бланшетт, сына президента (и ее правую руку), которого сыграл Джона Хилл, постоянно ходящих по краю, или Тимоти Шаламе в роли влюбленного скейтера и Роба Моргана, исполнившего ученого из NASA, в основном просто бесцельно существующих в экосистеме картины.
Как политическое высказывание «Не смотрите наверх» получился прямолинейным. Это кино не стремится запутать, обходится без метафор и показывает все «в лоб»: вот очевидные угрозы, которые правительство игнорирует, пока ситуация не становится патовой, вот современные звезды, личная жизнь которых общество волнует больше конца света, вот телевидение, которое избегает слов «смерть» и «опасность», пытаясь сделать новость мягче, вот Интернет с его мемами и лайками, а вот теории заговора, которым миллионы склонны верить. Адам Маккей проходится по всему и всем по обе стороны баррикад – в том числе по человечеству, которое в том виде, в котором показывает его фильм, в принципе, не вызывает сочувствия перед угрозой полного исчезновения. При этом, несмотря на всю серьезность темы и попытки ученых привлечь внимание к проблеме планетного масштаба, «Не смотрите наверх» не похож на типичные апокалиптические сюжеты: он сделан совсем по-другому не только по содержанию, но и по форме, поэтому на экране периодически появляются врезы из программ про путешествия и макросъемки насекомых, а спецэффекты не претендуют на уровень блокбастеров.
Едкая ирония здесь сбавляет обороны и уходит с первого плана только под конец. Политики, журналисты, звезды, вчерашние противники научного сообщества, скандирующие «Не смотрите наверх», и их сторонники – теперь во главу угла встают истории маленьких людей. Перестав бегать кругами и искать правду, они возвращаются к исходной точке, мирятся с собой, берут самых близких за руки и внезапно осознают: «У нас, по сути, было все».