Не вижу хейт сквозь Gucci линзы: как солнцезащитные очки стали символом статуса?
Говорят, чтобы безошибочно определить социальный статус и финансовое положение человека, достаточно посмотреть на его обувь, сумку и солнцезащитные очки. Последние, кстати, уже давно перестали считаться исключительно утилитарным аксессуаром и обрели статус незаменимого фэшн-айтема. Как это произошло? Рассказываем в нашем материале. Тем более, что повод подходящий – 1 июля считается днем изобретения солнцезащитных очков.
История солнцезащитных очков
Первые прообразы солнцезащитных очков (пусть и не совсем похожих на современные) появились еще в древности. Существует легенда, что римский император Нерон смотрел гладиаторские бои сквозь отполированные драгоценные камни (по некоторым источникам изумруды), которые по задумке должны были защищать глаза от солнца. В Китае XII века делали линзы для очков из дымчатого кварца – их носили судьи, чтобы скрыть свои эмоции от всех присутствующих. А вот XVIII веке тренд дошел до аристократии в Европе. К примеру, девушки из знатных семей Венеции носили vetri da gondola (в переводе «очки для гондолы») – они были сделаны из зеленоватого стекла, изготовленного на острове Мурано. И да, это было дорого. Так что уже на этом этапе текста можно с уверенностью говорить, что солнцезащитные очки всегда были не только функциональным аксессуаром, но и показателем статуса.
XX век и массовое производство

Фото: Getty Images 
Фото: Getty Images
Настоящая эра солнцезащитных очков началась XX века. А если точнее, в 1920-х годах, когда американский оптик Сэм Фостер запустил массовое производство очков с затемненными линзами – так и родился бренд Foster Grant. И вот одна из причин, почему бренд обрел такую популярность: предприниматель решил продавать очки не в аптеках, а прямо на пляжах в Атлантик-Сити. То есть как раз там, где есть спрос. Именно тогда солнцезащитные очки вышли из зоны медицинской необходимости и перестали считаться чем-то эксклюзивным и неприлично дорогим. С появлением бренда Foster Grant они стали частью летнего образа, символом отдыха и доступной роскоши.

Фото: Getty Images 
Фото: Getty Images
Уже через десятилетие, в 1930-х, функциональность перешла на уровень выше (в буквальном смысле). Очки-«авиаторы» стали частью экипировки американских пилотов. Проблема была в том, что яркое солнце на высоте ослепляло летчиков. В ответ на запрос ВВС США компания Bausch & Lomb разработала модель с зелеными линзами и тонкой металлической оправой. А в 1937 году на ее основе появился бренд Ray-Ban. Так, мир увидел их культовую модель Aviator – классическую форму, которая не теряет актуальности до сих пор.
Влияние кинематографа и Голливуда
Большую роль в популяризации солнцезащитных очков сыграл Голливуд и первые кинозвезды. И нет, они не пытались скрыть лицо от папарацци, дело в другом. Оказывается, из-за яркого света ламп на съемочной площадке, глаза актеров и актрис сильно уставали, и очки с темными линзами стали идеальным решением: сначала практичным, потом статусным. Так, дымчатые очки носили Клара Бо, Грета Гарбо, Мэрилин Монро, чтобы спрятать усталость, сохранить драматический образ и добавить загадочности. Правда, зрители об этом не знали, поэтому довольно скоро очки превратились в самый желанный аксессуар всех модниц.

Грета Гарбо. Фото: Getty Images 
Одри Хепберн в фильме «Завтрак у Тиффани» 
Мэрилин Монро. Фото: Getty Images
Яркий пример – образ Одри Хепберн в фильме «Завтрак у Тиффани». Там она не раз появляется в кадре в очках Oliver Goldsmith, которые специально для картины разработал Оливер Голдсмит. Эта модель, к слову, оказала влияние на индустрию и послужила вдохновением для многих производителей очков, которые почувствовали спрос на аксессуар как у героини фильма Холли Голайтли.
Внимание люксовых брендов и знаменитостей
И все же примерно до середины 1960-х солнцезащитные очки оставались скорее утилитарным аксессуаром. Но ситуация в корне изменилась, когда модные дома начали обращать внимание на этот сегмент и превращать его в еще одну линейку бренда. Первопроходцем стал Pierre Cardin (в 1964 году он представил коллекцию Cosmocorps, в которую вошли футуристичные модели, отражающие его видение будущего), за ним – Dior, Gucci и, конечно, Chanel. Люксовые очки становились не просто логичным дополнением к одежде, а полноценной частью образа.

Коко Шанель. Фото: Getty Images 
Катрин Денев. Фото: Getty Images
Иконы стиля того времени тоже повлияли на распространение аксессуара в массы. Одной из главных фанаток очков была Джекки Кеннеди – она практически всегда дополняла свои образы крупными очками-бабочками. Кстати, говорят, причина такой большой любви к аксессуарам заключалась в том, что Жаклин была недовольна формой лица и с помощью очков скрывала все недостатки. Но сейчас это не столь важно, ведь Джеки Кеннеди сделала оверсайз-очки чуть ли не главной «фишкой» своего образа. Конечно, ее примеру последовало огромное количество модниц. А любимые бренды первой леди – François Pinton и Nina Ricci – даже создавали специально для нее модели очков.

Джеки Кеннеди. Фото: Getty Images 
Джеки Кеннеди. Фото: Getty Images 
Джеки Кеннеди. Фото: Getty Images
Кстати, до 1970-х годов особенно ценились очки в черепаховой оправе и считались показателем достатка своего владельца. А все потому, что тогда аксессуар действительно изготавливался из панцирей черепах. Это была долгая и очень кропотливая работа, поэтому изделие стоило дорого и позволить себе его могли далеко не все. Правда, к 1970-м животные оказались на грани вымирания, поэтому использовать их для изготовления очков стало запрещено.

Джонни Депп и Кейт Мосс. Фото: Getty Images 
Пэрис Хилтон. Фото: Getty Images 
Курт Кобейн. Фото: Getty Images
В 90-е и нулевые культ очков закрепился окончательно: Versace, Prada, Dolce & Gabbana делали ставку на заметные силуэты, броский декор и крупные логотипы. Очки перестали быть второстепенными «героями» образа, наоборот, они стали чуть ли не главным акцентом. Тогда же внесли свою лепту и папарацци, из-за которых многие селебрити перестали выходить из дома без пары любимых очков. Снимки, конечно, попадали в глянец, образы разбирали на составляющие фэшн-редакторы и отправляли в массы с посылом, что такая модель – большой тренд сезона. И поскольку солнцезащитные очки люксового бренда намного доступнее сумки или пары туфель, спрос на них продолжал расти. Получается, вместе с покупкой аксессуара человек приобретал ощущение к причастности к определенной группе людей.
А что сегодня?

Кендалл Дженнер. Фото: Legion Media 
Белла Хадид. Фото: Legion Media 
Мэри-Кейт Олсен. Фото: legion-media.ru
Сегодня солнцезащитные очки – не просто защита от солнца. Это маркер статуса, культуры и стиля, который легко считывается. Преемственность в истории – от Нерона и венецианских аристократок, через массовые Foster Grant и культовых авиаторов Ray‑Ban до образов Одри Хепберн и Джеки Кеннеди – показала, что очки могут рассказать о человеке больше, чем любые слова. Получается, они одновременно скрывают и открывают, подчеркивают и защищают. Вот такой противоречивый аксессуар, без которого уже невозможно представить жизнь.

















