Совсем скоро с 24 февраля, повернувшего жизнь многих, если не всех, на 180 градусов, можно будет отсчитать ровно три месяца. За это время свою деятельность на территории России приостановили частично или полностью около 300 компаний, и это число продолжает увеличиваться до сих пор практически ежедневно. Россию, как сейчас модно говорить, отменили, и в торговых центрах закрылись Zara и Uniqlo (представители компании сначала заявили о том, что останутся в стране, но после волны критики со стороны Запада изменили решение), с фудкортов пропали «Макдоналдс» и «Старбакс», из «яблочных» смартфонов исчез Apple Pay. А санкции в люксовом сегменте и вовсе обернулись скандалом: в один момент Сеть взорвала новость о том, что Chanel перестал продавать товары бренда покупателям с российским гражданством – проще говоря, отказывать в приобретении по национальному признаку.
Конечно, большинство громких заявлений об уходе – политика и невозможность противостоять международному давлению, принимающему подчас вид фарса и далекому от бизнеса. Говоря на языке фактов, у того же Inditex (Zara, Pull&Bear, Massimo Dutti, Bershka, Stradivarius и Oysho) на территории России функционировало 500 магазинов – это второй по величине сети рынок для ретейлера после домашнего испанского с долей 8,5 % операционной прибыли. Теперь же финансовый конгломерат Credit Suisse в своем отчете прогнозирует Inditex падение сопоставимых продаж на 7 %, а это около двух миллиардов евро от 27,7 заработанных ретейлером в прошлом году. Не менее печальные прогнозы и у Adidas: по мнению аналитиков компании, прекращение деятельности в России и Украине может привести к потере 250 миллионов евро. Убыток от продаж составит 50 % общей выручки в СНГ и 1 % общей мировой выручки.
Кроме того, глобальные санкции против России и приостановка работы зарубежных компаний приведут, по данным британского издания Drapers, к повышению цен на доставку и задержкам в цепочке поставок, к инфляции цен на одежду, снижению покупательского спроса, к росту цен на сырье. «Для ряда крупных европейских брендов массового сегмента эта доля уже более значительна и может достигать от 10 до 15 %», – говорит генеральный директор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс.
И даже при том, что, например, на Россию и Украину приходится всего от 1 до 2 % мирового рынка роскоши (если прибавить покупки русских за границей, вдвое больше), для него сложившаяся ситуация тоже не пройдет незамеченной – из-за замедления глобального макроэкономического роста на фоне резкого роста цен на энергоносители и сырьевые товары. Это подтверждает и Лука Солк, старший аналитик по глобальным предметам роскоши в Bernstein.
И хотя официальных цифр пока не так много (из всех компаний, ушедших с рынка, единицы поделились финансовыми отчетами или точными прогнозами), неофициальных прогнозов достаточно. Reuters, например, оценивает потери французской корпорации Renault в 166 миллионов евро в первом квартале 2022 года (Россия для компании была вторым по величине рынком после домашнего), а в случае со шведским автопроизводителем Volvo называет сумму в 423 миллиона долларов после приостановки деятельности в стране. Немецкая компания Henkel, по данным агентства, готовится к потерям от годовых продаж в размере 1 миллиарда евро. Есть данные и по Siemens, потерявшим 600 миллионов евро во втором квартале, Carlsberg и Heineken недосчитались 71,1 миллиона долларов.
Во сколько уход из России обойдется этим и другим компаниям в разных сегментах? Показываем (и рассказываем) наглядно.
McDonald’s
В начале марта компания объявила о временном закрытии в России 850 ресторанов быстрого питания – тогда в качестве причины генеральный директор корпорации Крис Кемпчински назвал отсутствие возможности «гарантировать бесперебойную работу основных направлений, поддержание ключевого ассортимента в предприятиях сети и высоких стандартов качества, к которым привыкли гости». При этом примерно 62 тысячам сотрудников продолжили выплачивать зарплату.
В конце апреля компания опубликовала финансовый отчет, из которого стало известно о потерях в размере 127 миллионов долларов после ухода с российского рынка. Из них 27 миллионов были потрачены на аренду, выплату заработных плат и оплату услуг поставщиков, а остальные 100 миллионов были списаны в качестве нереализованных запасов.
В середине мая McDonald’s объявил о выходе с российского рынка и продаже бизнеса в стране. При этом позже стало известно, что уже в середине июня компания возобновит работу под новым брендом, сохранив как коллектив, так и сеть ресторанов и меню. По данным Reuters, продажа бизнеса в России приведет к расходам в размере до 1,4 миллиарда долларов.
The Walt Disney
В мае компания опубликовала отчет за второй финансовый квартал 2022 года, в котором оценила потери из-за обесценивания нематериальных активов в России в 195 миллионов долларов – причем эта цифра касается только расходов, связанных с каналом Disney. Ранее, в марте, The Walt Disney приостановил деятельность на территории страны, включая вещание одноименного канала и выпуск и прокат новых фильмов.
Netflix
В конце апреля стриминговая платформа впервые за 10 лет отчиталась об уменьшении общего количества подписчиков – за квартал сервис потерял 200 тысяч пользователей. В основном, конечно, из-за ухода с российского рынка, а также из-за повышения цен на подписку в США и Канаде. Тогда в течение часа после публикации отчета акции компании упали на 27 % и практически вернулись на уровень декабря 2017 года, и продолжали падение, достигнув отметки в 36 %.
Shell
Потери британской нефтяной компании из-за выхода из совместных с Россией проектов составили 3,9 миллиарда долларов после уплаты налогов (или 4,2 миллиарда до налогов) – об этом говорится в финансовом отчете компании за первый квартал 2022 года. О выходе из российских проектов Shell объявила еще в конце февраля, а в марте компания приняла решение также отказаться от закупок российской нефти и от продления срочных контрактов – потери на тот момент оценивали в сумму от 4 до 5 миллиардов долларов. В мае стало известно о продаже 100 % доли компании российскому «Лукойлу».
Visa
Международная платежная система в квартальном отчете оценила потери компании из-за ухода с российского рынка в 60 миллионов долларов, из которых 35 миллионов было затрачено на «деконсолидацию» российской дочерней структуры, еще 25 миллионов – расходы на поддержку российского и украинского персонала.
При этом выручка от российского бизнеса за прошлый год, согласно отчету Visa, составила 4 % совокупного чистого дохода – 3,6 миллиарда долларов. Ранее, в марте, компания приостановила работу в России: карты, выпущенные российскими банками, перестали работать за рубежом, а карты иностранных банков с Visa прекратили работать в стране.
Mastercard
В компании оценили потери от ухода из страны в 34 миллиона долларов, говорится в отчете Mastercard за первый квартал 2022 года – в основном это административные затраты, связанные с резервами. Правда, при этом платежная система получила 30 миллионов долларов чистой прибыли в России, что частично компенсировало потери – в итоге чистый убыток от работы в стране составил всего 4 миллиона долларов.
Как и Visa, Mastercard приостановили работу в стране в марте: прекратилось обслуживание карт за границей, а карт иностранных банков – в России.
Asos
Из-за ухода с российского рынка магазин потеряет десятую часть прибыли, заявило руководство в обращении к акционерам. По оценкам компании, рост темпа продаж снизится на 2 %, а общие потери оценивают примерно в 18 миллионов долларов в следующие полгода.
Британская платформа работала в стране с 2013 года, но приостановила продажи в начале марта.
Даже сейчас, по прошествии всего трех месяцев, потери большинства западных компаний, приостановивших деятельность или ушедших с российского рынка, оцениваются в круглые суммы – бренды теряют миллионы и даже миллиарды долларов, некоторые продают свой бизнес российским партнерам, другие же надеются скоро вернуться в страну (управляющий директор Inditex, например, говорил, что сеть магазинов готова возобновить работу розничных точек, как только это станет возможно). Выйдет ли у них? Нам, пожалуй, только предстоит увидеть.