Совсем скоро, в ночь с 12 на 13 марта, пройдет церемония (к слову, 95-я – юбилейная) вручения главной кинопремии мира – «Оскар». Однако гонка за звание лучшего фильма года стартовала давно – с летних кинофестивалей в Венеции и Каннах, Торонто и, конечно, «Золотого глобуса», назвавшего своих фаворитов еще в начале января. Лауреаты последнего для «Оскара» особенно важны – не случайно же премию Голливудской ассоциации иностранной прессы называют его «репетицией». Кого по результатам прокатного сезона и уже полученных наград можно добавить в список главных претендентов на «And the Oscar goes to…»?
«Фабельманы» (Стивен Спилберг)
После победы на «Золотом глобусе», где картина получила «Лучший фильм» и «Лучшего режиссера», у драмы Стивена Спилберга, кажется, есть все шансы повторить успех на «Оскаре». Во-первых, Голливуд любит фильмы о Голливуде (во многом поэтому два года назад многие ставили на «Манка» Дэвида Финчера, но увы), во-вторых – в копилке Стивена Спилберга и без того лежит четыре «Оскара». Два из них он получил еще в 90-х как режиссер «Списка Шиндлера» и «Спасти рядового Райана», еще один выиграл «Список Шиндлера» как «Лучший фильм», а первым был почетный «Оскар» имени Ирвинга Тальберга еще в 1987-м – за выдающийся продюсерский вклад. Правда, в XXI веке Стивену Спилбергу с «Оскаром» не везло: наград в главных номинациях не удостоились ни «Вестсайдская история», ни «Линкольн», ни «Шпионский мост», ни другие фильмы, и «Фабельманы» эту грустную статистику могут наконец поправить.
Если копнуть в суть, то это большая обзорная экскурсия в детство Стивена Спилберга с его же первыми фильмами, снятыми на 8-миллиметровую пленку, подаренную родителями. Как детское хобби, начавшееся с первого похода в кинотеатр, переросло в дело всей жизни? Показывают Гэбриел ЛаБелль, Мишель Уильямс, Пол Дано и Сет Роген.
На «Золотом глобусе» фильм, к слову, получил почти рекордные пять номинаций, но выиграл только в двух. Тем не менее, в листах «Оскара» он скорее всего будет фигурировать во всех главных категориях, в том числе актерских. И это, если верить западным кинокритикам, самый вероятный потенциальный победитель «Лучшего фильма», хотя Академия снова может принять неожиданное решение, как это было с «CODA: Ребенок глухих родителей», забравшей победу вместо всеми ожидаемой «Власти пса».
«Все везде и сразу» (Дэн Кван, Дэниэл Шайнерт)
Благодаря коммерческому успеху и теплому приему как у зрителей, так и критиков, «Все везде и сразу» из абсолютно массового фантастического комедийного боевика превратился в серьезного участника оскаровской гонки. На «Золотом глобусе» фильм, например, получил рекордные шесть номинаций, но соперников обогнал только в двух: Мишель Йео выиграла «Лучшую женскую роль (комедия или мюзикл)», а Ке Хюи Куан победил в «Лучшей мужской роли второго плана». Награды в тех же категориях актеры, к слову, забрали еще и на жанровой премии «Сатурн», где «Все везде и сразу» к тому же признали «Лучшим фильмом в жанре фэнтези».
Эта история о том, как судьба мультивселенной оказывается в руках обычной владелицы прачечной с вагончиком личных проблем, поначалу может казаться слишком простой для «Оскара». Но ее изобретательность и остроумие, не граничащее с пошлостью (разве что иногда), могут, напротив, сделать «Все везде и сразу» лидером гонки.
Именно так в прошлом году, например, случилось с «CODA: Ребенок глухих родителей» – легким фильмом на сложную тему, покорившим Академию. И если то же случится с лентой Дэна Квана и Дэниэла Шайнерта, то кроме актерских номинаций, которые картина получит наверняка, она может попытать счастье и в главных.
«Треугольник печали» (Рубен Эстлунд)
Золотая пальмовая ветвь Каннского кинофестиваля и четыре победы на премии Европейской киноакадемии обеспечили «Треугольнику печали» Рубена Эстлунда уверенное место в списке потенциальных претендентов на «Оскар». Правда, на «Золотом глобусе» фильм пропустили в обеих заявленных номинациях («Лучший фильм (комедия или мюзикл)» и «Лучшая женская роль второго плана»), поэтому шансы на признание Академией у него теперь не самые высокие. К тому же режиссер картины – Рубен Эстлунд – еще не успел завоевать любовь Голливуда и пока имел успех разве что на европейском рынке.
Сдастся ли американским критикам его острая сатира о безумно богатых пассажирах лайнера, попавших на дикий остров?
Если эксперты решат сделать ставку на злободневную иронию, которой в фильме предостаточно, то ответ, вероятно, будет положительным. Хотя с «Фабельманами» и «Все везде и сразу» в конкурентах такое, будем честны, маловероятно.
«Банши Инишерина» (Мартин Макдона)
Хоть «Банши Инишерина» о конфликте двух друзей и не взяли Золотого льва Венецианского кинофестиваля, зато покорили «Золотой глобус», завоевав награды в номинациях «Лучший фильм (комедия или мюзикл)», «Лучшая мужская роль (комедия или мюзикл)» и «Лучший сценарий».
Вообще, не будь в списке потенциальных претендентов на «Оскар» «Фабельманов» Стивена Спилберга, именно эта комедийная драма Мартина Макдоны наверняка стала бы главным соперником «Все везде и сразу», если не самым сильным номинантом в принципе.
Во-первых, за постановку картины отвечал автор «Залечь на дно в Брюгге» и «Трех билбордов на границе Эббинга, Миссури». Во-вторых, один только актерский каст обеспечил «Банши» теплый зрительский прием: главные роли исполнили Колин Фаррелл, Брендан Глисон, которого ты можешь помнить как «Грозного глаза» из «поттерианы», и амбициозный новичок Барри Кеоган, отметившийся в «Вечных», «Бэтмене» и «Легенде о Зеленом рыцаре». В-третьих, форма, в которую Мартин Макдона оборачивает, казалось бы, довольно вечные темы о трате времени, судьбе и дружбе, заслуживает отдельного внимания. Известный умением балансировать на грани драмы и комедии, здесь режиссер достигает пика своего мастерства, поэтому самые сложные вопросы сводятся к бытовым и всем понятным диалогам, а сам фильм становится отменной черной комедией, оставляющей зрителя наедине с самим собой «на подумать». Достойно ли это «Оскара»? Вполне вероятно, что да.
«Вавилон» (Дэмьен Шазелл)
Было бы странно, если бы Академия упустила из виду «Вавилон», сделанный будто бы специально под «Оскар».
Именитый Дэмьен Шазелл, автор «Одержимости» и «Ла-Ла Ленда» – в кресле режиссера, Брэд Питт, Марго Робби, Джин Смарт и другие звезды – в главных ролях, и пять номинаций на «Золотой глобус» – среди успехов в наградном сезоне.
С последним, правда, «Вавилон» пока уступает основным конкурентам: из всех заявленных упоминаний (в том числе на «Лучший фильм (комедия или мюзикл)» и три актерские) награду он забрал только за «Лучший саундтрек». За него в фильме о Голливуде конца 1920-х, когда на смену немому кино только пришло звуковое, кстати, отвечает Джастин Гурвиц – он же писал музыку к «Ла-Ла Ленду» и теперь имеет все шансы повторить прошлый успех, добавив в копилку еще одну статуэтку Академии. А вот для победы в остальных возможных номинациях у «Вавилона» как будто мало шансов, однако без внимания его вряд ли оставят – в конце концов, это дань уважения прошлому Голливуда, а здесь такое в почете.
«Аватар: Путь воды» (Джеймс Кэмерон)
Встречайте будущего лауреата, пожалуй, большинства технических номинаций «Оскара».
К моменту проведения церемонии вручения премии второй «Аватар», вышедший спустя 13 лет после премьеры первой части, скорее всего, уже займет почетное место в пятерке (если не тройке) самых кассовых фильмов в истории и без внимания главного кинособытия в мире точно не останется.
Правда, на победу в главных категориях мы бы не ставили – для них «Путь воды» может оказаться слишком поверхностным, массовым, кассовым. И мы такое уже видели как минимум на примере первого «Аватара», а ведь он для своего времени считается революцией. Тогда фильм Джеймса Кэмерона был заявлен в девяти (!) номинациях, но выиграл только в трех: за операторскую работу, декорации и визуальные эффекты, уступив конкурентам в борьбе за «Лучший фильм» и «Лучшего режиссера» в том числе. Навряд ли новые приключения Джейка Салли на Пандоре могут претендовать на большее.
«Элвис» (Баз Лурман)
«Оскар» хоть и любит байопики, но не настолько, чтобы отдавать «Элвису» База Лурмана приз за «Лучший фильм». И если в свое время эту награду не смогли завоевать ни «Богемская рапсодия», ни «Король Ричард», а «Рокетмен» не удостоился даже упоминания в номинации (тогда картина с Тэроном Эджертоном удостоилась приза за «Лучшую песню»), то у нас для «Элвиса» плохие новости.
А вот где лента может отметиться, так это в актерских категориях: Остин Батлер после премьеры и без того стал новым крашем Голливуда и героем всевозможных обложек, а после победы на «Золотом глобусе» в обход даже Брендана Фрейзера в «Ките» только увеличил свои шансы.
Вообще, Академия, судя по тенденции последних лет, ценит такие перевоплощения, поэтому в прошлом году заветный «Оскар», например, ушел Уиллу Смиту за «Короля Ричарда», а за несколько лет до этого – Рами Малеку за «Богемскую рапсодию». И оба обогнали внушительных соперников: Бенедикта Камбербэтча («Власть пса»), Кристиана Бэйла («Власть»), Брэдли Купера («Звезда родилась») и других.
«Тар» (Тодд Филд)
Музыкальная драма «Тар» – на самом деле, один из самых неочевидных кандидатов на «Оскар» в этом году. Провальные 5,7 миллионов долларов в американском прокате при бюджете в 35 миллионов и отсутствие бурных обсуждений в медиаполе сделало фильм довольно нишевым, зато успех исполнительницы главной роли Кейт Бланшетт на Венецианском кинофестивале, а затем и на «Золотом глобусе», пожалуй, обеспечило ему место в списке возможных претендентов на «Оскар».
За это голосуют, кстати, и западные критики от Entertainment Weekly до Variety и The Hollywood Reporter, иногда предпочитая «Тар» даже «Банши Инишерина», «Треугольнику печали» и «Вавилону».
Впрочем, номинацию на «Лучший фильм» картина действительно может получить (как минимум потому, что критики приняли первый фильм Тодда Филда за 16 лет с восторгом), но победит она скорее в другой, актерской категории – тогда двукратная лауреатка «Оскара» Кейт Бланшетт положит в копилку уже третью награду. На этот раз – за роль всемирно признанного дирижера и композитора Лидии Тар, ставшей первой в истории женщиной на должности дирижера Берлинского филармонического оркестра.
«На Западном фронте без перемен» (Эдвард Бергер)
Как и «Тар», «На Западном фронте без перемен» – темная лошадка в списках «Oscar predictions». Премьера картины по мотивам романа Эриха Марии Ремарка состоялась на кинофестивале в Торонто, а затем абсолютно покорила зрителей после выхода на платформах, и сейчас на Rotten Tomatoes у «Фронта», например, 91-процентный рейтинг.
Литературный первоисточник в грамотной и тонкой адаптации Эдварда Бергера, автора «Патрика Мелроуза» и «Вашей чести», дает фильму все шансы побороться за звание лучшего, и не только иностранного (именно в этой категории лента была заявлена на «Золотом глобусе»).
Кстати, еще в прошлом году «Фронт» взял награды за «Лучшие визуальные эффекты» и «Лучший грим и прически», но здесь он, скорее всего, уступит второму «Аватару».
«Топ Ган: Мэверик» (Джозеф Красински)
При наличии куда более достойных кандидатов Variety, например, ставят все на победу «Топ Гана» в «Лучшем фильме».
И это при не самом впечатляющем наградном сезоне: драматический боевик не отметили на «Золотом глобусе», а из других премий он участвовал разве что в жанровом «Сатурне», где, тем не менее, забрал три приза («Лучший приключенческий фильм или боевик», «Лучший актер» и «Лучший монтаж»).
Пожалуй, в гонке среди главных категорий он уступит конкурентам, зато может разделить со вторым «Аватаром» несколько технических номинаций. Если повезет.