В кафе, где назначено интервью, Лия Насырова (20) сидит с ноутбуком за маленьким столиком у окна, пьет кофе и составляет таблицы по экономике. С тех пор, как она стала студенткой «Плешки», именно так проходят все ее выходные.
Её почти никогда не спрашивают: «Ты дочь того самого Насырова?», потому что нынешнему поколению эта фамилия известна не так хорошо. Но если напеть «Мальчик хочет в Тамбов, ты знаешь чики-чики-чики-чики-та», то все обязательно подхватят знакомый мотив.
Да, исполнитель этого бессмертного хита – отец Лии Мурат Насыров. Ему пророчили сумасшедшую славу, но закрепиться в отечественном шоу-бизнесе на долгие годы так и не удалось – 19 января 2007 года музыкант выбросился с балкона собственной квартиры, в сценическом костюме и со своим портретом в руках. Дочь в этот момент была дома, в соседней комнате.
Кто-то говорит, что Мурат покончил с собой из-за алкоголя, наркотиков или затяжной депрессии. Лия понимает, что я об этом спрошу, и сразу уверяет: «На него было оказано влияние извне. Он был очень успешным человеком с огромным потенциалом. Будь он жив, у него была бы невероятная карьера, потому что лично я талантливее людей на эстраде не знаю. И говорю я это не потому, что он – мой отец».
День, когда его не стало, Лия помнит в мельчайших подробностях, хотя ей было всего 10 лет. В момент трагедии жены Насырова дома не оказалось. Были бабушка, Мурат, Лия и ее младший брат. «Папа часто собирался куда-то ночью – у него все время были какие-то выступления, но в этот раз я почувствовала тревогу и поняла, что все идет не так. Когда в тот вечер началась беготня, я собралась с мыслями и старалась держать себя под контролем. В половину десятого я выхожу из комнаты и говорю: «Я в ванную, а потом лягу спать», специально прохожу мимо комнаты отца медленно и вижу, как он надевает сценический костюм, потом возвращаюсь к себе, слышу, что началась какая-то паника и понимаю: что-то случилось». Все побежали на первый этаж, надеясь, что спасти Мурата еще не поздно.
Труднее всего пришлось жене Насырова, Наталье Бойко, которая осталась одна с двумя детьми на руках. «Нас все время поддерживала мама, а ее – бабушка. Она наш ориентир, наш человек номер один. У бабушки всегда были хорошие отношения с папой». Грета Петровна Бойко по профессии – швея. Она шила Мурату концертные костюмы.
После смерти мужа Наталья тоже окунулась в творчество − начала работать с бэк-вокалистами «А’Студио», Кристины Орбакайте и Сергея Мазаева. Сегодня она преподает вокал – дает частные уроки дома и в «Останкино». «В общем, мама вся в музыке, − говорит Лия, − ее приглашают работать с детьми в мюзиклы, ставить им голос. У нее есть педагогическое образование, и она знает, как правильно донести до детей нужную информацию».
Именно она поддерживала старшую дочь в то непростое время. «Если бы ее не было рядом, я бы сломалась. Когда в твоей жизни случается такое горе, реальность проплывает мимо тебя как в тумане. Ты будто во сне».
Говорить о маме Лия может часами, она для нее – эталон сильной женщины. Насырова с гордостью заявляет, что унаследовала от неё все самое лучшее: умение слушать, прощать, поддерживать людей и в любой ситуации видеть истину. «На маму всегда можно положиться как на собеседника и как на человека, который эмоционально тебя поддержит, если это необходимо».
С момента трагедии прошло почти 10 лет. Сейчас Лии 20, она учится на факультете международной экономики в Плехановском университете и очень напоминает отца: густые брови, темные волосы, тот же нос, те же губы. Та же любовь к музыке. «С каждым днем я все больше убеждаюсь в том, что хочу развиваться в этом направлении», − говорит она.
Тяга к творчеству досталась ей от папы. «Он сам сочинял песни, сам писал стихи и умел правильно подобрать к словам необходимую мелодию. Мне кажется, что это качество мне от него передалось. Надеюсь, я не ошибаюсь». А еще Лия, как и ее отец, − человек-праздник. Трудолюбивый человек-праздник.
Но учиться она решила на экономиста-международника, и теперь почти все свободное время занимают бесконечные таблицы, подсчеты и задачи. Мама ничем помочь не может и все время смеется: «Тут я полный ноль». «Сначала я хотела учиться журналистике – все-таки она дает большой спектр возможностей. Потом поняла, это – не профессия, а призвание, и выбрала экономику. А теперь сомневаюсь, что хочу связать с ней свою жизнь. Хотя высшее экономическое образование − это хорошая база знаний. Просто мне нужно постоянное движение, я не могу сидеть на одном месте и копаться в отчетах», − улыбается Лия.
А в мире музыки, считает она, такое движение есть постоянно. Потому он ее так и манит. «От папы у нас остался легендарный Fender, поэтому я обязана довести свои умения до такого уровня, чтобы взять его в руки».
Лия с раннего детства жила в окружении музыки. Позже, уже в школьные годы, делала уроки и слышала, как за стенкой папа пишет песни в специально оборудованной домашней студии. Сама девочка тоже росла музыкальной: играла на фортепиано, осваивала бас и акустическую гитару и занималась вокалом. Дома слушали все: от классики до рока, от «Нирваны» до Чайковского. Лия признается: «Меня воспитывала музыка. Я не могу без нее жить».
В ее плей-листе есть и песни отца. «Я слушаю те, о которых мало кто знает. «Король и шут», например, «По лезвию ножа». Мне обидно, что эти песни остались в тени и известны только самым преданным поклонникам папиного творчества». После смерти отца у семьи Насыровых осталось немало песен, которые Мурат не успел закончить. Лия мечтает над ними поработать: голос отца на записях оставить, а инструментальную часть записать на новой аппаратуре. «Я думаю, многие папины друзья будут рады мне в этом помочь».
Хотя ставки Лия делает на своего младшего брата: «Он записывает свои песни и аранжировки. Пока это все, конечно, не на профессиональном уровне, но, возможно, за песни отца когда-нибудь возьмется именно он».
15-летний Аким Насыров тоже без музыки жить не может. Он виртуозно играет на саксофоне и уже поступил в Гнесинское училище (там же в свое время учились и Мурат, и его жена Наталья). «Он идет по музыкальному пути, и я абсолютно уверена, что его карьера будет связана с музыкой, − говорит Лия. − Это я пока мечусь между музыкой, экономикой, искусством, модой и дизайном, а он уже снял видеоклип с кавером на песню Стинга, который облетел весь Интернет!»
Недостаток отцовского внимания Лия начала чувствовать всего пару лет назад. «Осознание пришло довольно поздно: где-то в 17−18, − вспоминает она. − Мне нужна мужская, сильная, отцовская энергетика. Наверное, именно это – мое главное требование к мужчине». Лия признаётся, что ее привлекают молодые люди, похожие на папу. Разумеется, характером. «Он должен быть внимательным, снисходительным и уметь слушать. С ним я должна быть в абсолютной безопасности. Но я уверена, что сразу почувствую своего человека. С ним, понимаешь, должны шестеренки сойтись».
Но о семье она пока не думает. «Через 10 лет, возможно, да, но сейчас я вообще себе этого не представляю. Думаю, я сама ещё не выросла, но что-то мне подсказывает, что ребёнком в душе буду всю жизнь. Слишком уж люблю дурачиться!» Единственное, что она знает наверняка, – ее дети будут заниматься музыкой. Она не понаслышке знает, что такое «музыкальное развитие», и признает: «Это огромный вклад в личность: интеллектуальный, духовный, моральный. Я считаю, что это обязательное образование для детей».
Ее девиз по жизни: всегда помнить, что можно изменить ход событий. «Ты можешь повлиять на все что угодно. Главное – не бояться».
Правда, кое-чего она все-таки боится – выступать на сцене. Именно поэтому она до сих пор не пошла на «Голос», хотя все ее друзья давно на этом настаивают. Они уверены – Лия сможет покорить те высоты, которые не успел покорить ее папа.