Спорт и мода не просто связаны, они развиваются в симбиозе, дополняя и трансформируя друг друга. Сейчас этот союз только крепнет, а граница между двумя индустриями продолжает размываться. Практически никто уже не ассоциирует кепки с бейсболом, короткие плиссированные юбки – с теннисом, а рубашки-поло – с одноименным видом спорта.
Дизайнеры с огромным удовольствием сотрудничают со спортивными гигантами, стилисты предлагают сочетать вещи из разных «жанров», а модные блогеры практически каждый день демонстрируют нам новые спортивные айтемы в своем гардеробе. Современная мода однозначно взяла курс на комфорт, практичность и удобство. Это доказывают коллекции брендов на неделях моды, а подтверждают еще и коллаборации, которых с каждым сезоном становится все больше и больше.
Сегодня мы решили разобраться, как именно спорт влияет на тренды, почему все фэшн-сообщество сходит с ума по теннису, баскетболу и скейтбордингу и с чего вообще все началось.
Немного истории
Чтобы добраться до коллабораций в духе Gucci x adidas и Miu Miu x New Balance, нужно сперва погрузиться в историю и узнать, когда мода и спорт стали верными союзниками. Итак, мысленно переносимся в XVIII век. Именно тогда мода начала испытывать на себе влияние спорта. К примеру, благодаря конникам в мужском гардеробе появились фрак, цилиндр и перчатки. Поскольку кавалерийскими офицерами становились только представители высшего сословия, которые довольно часто посещали светские мероприятия и торжественные приемы, предметы гардероба для верховой езды очень скоро переквалифицировались в парадную одежду.
Двигаемся дальше и перемещаемся уже в начало XX века, когда влияние индустрий друг на друга стало более существенным. Тогда был особенно популярен женский теннис. Правда, униформа спортсменок максимально не соответствовала роду занятий – длинные платья, несколько подъюбников и еще шляпка. Так продолжалось вплоть до выхода на корт Уимблдонского турнира в 1921 году Сюзанн Ленглен. Спортсменка совершила настоящую революцию, надев на соревнование белую плиссированную юбку длины миди и майку без рукавов. Автор костюма – дизайнер Жан Пату. Его коллекция, состоящая из юбки, майки, кардигана и повязки на голову, повлияла на формирование нового типа униформы, который актуален до сих пор.
Примерно через 10 лет после этого французский теннисист Рене Лакост основал собственную компанию по производству теннисных рубашек. Думаем, практически у всех в гардеробе есть айтем с тем самым зеленым крокодилом. И вот интересный факт. Знаешь ли ты, почему у бренда Lacoste такой логотип? Все из-за спортивного прозвища французского теннисиста – Аллигатор.
Кстати, многие люксовые бренды начинали свой путь со спортивного инвентаря и униформы. К примеру, Hermès (задолго до появления сумок Birkin и Kelly) занимались производством конной упряжи и уздечек для самых состоятельных клиентов. А чуть позже стали выпускать и сумки для наездников. История бренда, к слову, до сих пор изображена на логотипе модного дома.
Однако вернемся к дизайнерам того времени, которые повлияли на формирование нового стиля. Одной из них была Коко Шанель. «Я изобрела спортивную одежду не потому, что кто-то занимался спортом, а потому, что сама в этом нуждалась», – говорила она. Так, в ее коллекциях стали появляться трикотажные костюмы, кардиганы и свитеры. Во всем она ориентировалась на собственный образ жизни – охоту, рыбалку и парусный спорт.
Первый вариант спортивного костюма, похожего на современный, появился только 1939 году. Комплект, состоящий из олимпийки на молнии и эластичных брюк, представил французский бренд Le Coq Sportif, а назывался он очень просто – «Воскресный костюм». Следующий большой прорыв в истории спортивного костюма случился только в 1960-х. Именно тогда Ади Дасслер, то есть основатель бренда Adidas, решился создавать не только обувь, но и одежду. Причем не из натуральных тканей, а из суперэластичного нейлона. Чтобы продвигать спортивный костюм на рынке и сделать его желанным для молодежи, бренд решает заколлабиться со звездой немецкого футбола Францем Беккенбауэром. Да, такого исторического персонажа ты, скорее всего, не помнишь, а вот сам костюм с ныне знаменитыми тремя полосками точно узнаешь из тысячи. Так что трюк Ади Дасслера однозначно сработал, и вся молодежь того времени просто мечтала о таком комплекте.
Кстати, с обувью происходила примерно такая же история. Все кроссовки и кеды, которые сейчас с огромным удовольствием носят герои стритстайла и модные инфлюенсеры, изначально были созданы для спортсменов. К примеру, легендарные Converse Chuck Taylor появились благодаря баскетболисту Чаку Тейлору, а вот кроссовки Nike Cortez – просто первые беговые кроссовки бренда, запущенные в массовое производство.
Тренд на Athleisure
В 2010-х годах тренд на все спортивное вышел на новый уровень. После эпохи нулевых фэшн-сообщество (и не только) устало от нарочито сексуальных образов с участием брюк с низкой посадкой, туфель на высоченных шпильках и силуэтных платьев. На смену гламуру пришел комфортный стиль Athleisure. Для тех, кто не знает, это сочетание спортивной и повседневной одежды в одном образе (происходит от сочетания английских слов athletics и leisure, то есть «спорт» и «досуг»). Уже в 2014 году термин занял третье место по числу запросов в Google в фэшн-тематике, уступив лишь нормкору и хэлс-готике. В прошлом десятилетии модные блогеры предложили всему миру на ежедневной основе носить кроссовки, велосипедки, джоггеры и спортивные топы и сочетать все это с классическими предметами гардероба.
Влияние звезд
В XXI веке главными иконами стиля становятся не только модели и актеры, но и представители хип-хопа и спортсмены. К примеру, прическа российской теннисистки Анны Курниковой стала самой модной этим летом. А о куртке как у гонщика Льюиса Хэмилтона мечтает чуть ли не каждая вторая фэшиониста. Однако с рэперами это влияние не сравнится. Во многом именно они стали связующим звеном между модой и спортом. Благодаря хип-хоп-индустрии в жизни хайпбистов появились кепки, джерси и худи. Еще в 1980-х они монополизировали униформу спортсменов, доказав, что на них она смотрится ничуть не хуже.
Про звездных it-girls и представителей поп-культуры тоже забывать не будем. Стоит Бейонсе надеть майку с названием баскетбольной команды Bulls или Рианне выгулять объемную джерси с именем игрока, как айтем сразу становится чуть ли не самым желанным в фэшн-сообществе.
Коллаборации спортивных гигантов с люксовыми брендами
В 2010-х годах трендом стали коллаборации люксовых брендов со спортивными гигантами. За это время мы увидели совместные коллекции Puma и Balmain, Off-White и Nike, Miu Miu и New Balance, Stella McCartney и adidas, Vetements и Champion, JW Anderson и Converse, Vivienne Westwood и ASICS, Louis Vuitton и Supreme. Успешные и нашумевшие коллаборации можно перечислять еще очень долго, но в этом нет никакого смысла, потому что отрицать факт, что спортивные бренды – неотъемлемая часть фэшн-индустрии, не решится никто.
Новые «Коры»
Наравне с коллаборациями на тренды влияют еще и новые эстетики, которые появляются на просторах соцсетей. Практически каждый день пользователи TikTok рассказывают и показывают, что нам носить и как. На них, в свою очередь, влияют массовая культура, музыка и кино. К примеру, именно благодаря фильму «Претенденты», где главную роль исполнила Зендея, в Сети все чаще стали появляться образы героев стритстайла в эстетике Tenniscore, а бренды принялись выпускать теннисные дропы с плиссированными юбками и облегающими поло.
Чуть позже на просторах TikTok появился новый тренд под кодовым названием Blokecore, в основу которого легла эстетика футбольных фанатов. Герои стритстайла начали носить униформу спортсменов, брюки и олимпийки с тремя полосками и, конечно, джерси. Ну а спустя некоторые время фэшн-энтузиасты решили замиксовать Coquettecore (о котором мы рассказывали в прошлом году) и Blokecore. Так получился противоречивый тренд Blokette. Как можно догадаться по описанию, модные инфлюенсеры решили сочетать романтичные блузы с униформой футболистов, а к спортивным костюмам добавлять те самые бантики.
Ну и не забудем о прошлогоднем Brazilcore – эстетике бразильских футбольных болельщиков, основанной на союзе зеленого и желтого цветов. К слову, жители Рио-де-Жанейро выгуливают цветные футболки и олимпийки не только по стилистическим соображениям – выбор оттенков флага и национальной сборной уже на протяжении многих лет является для них формой протеста против коррупции и отдельных политических партий. Поэтому можно смело сказать, что Brazilcore стал настоящим социальным феноменом, который уже поддержали Хейли Бибер, бывшая девушка Канье Уэста Джулиана Налу и Тина Кунаки.
Вместо вывода
Мода, как губка, впитывает все, что происходит в мире. На нее влияют и музыка, и кино, и история, и искусство, и, конечно, спорт. А на популяризацию последнего оказывают влияние коллаборации со знаменитыми дизайнерами и звездами (к примеру, Рианна и Puma), образы модных инфлюенсеров и в целом ритм жизни, который предлагает делать выбор в пользу комфортной и удобной одежды. Сейчас спортивная одежда более чем уместно смотрится в повседневной жизни, а условные велосипедки в дуэте с пиджаком не смущают уже никого. И мы уверены, что дальше этот союз индустрий моды и спорта будет только крепнуть.