#МОДА

О дивный модный мир! Как спорт влияет на фэшн-индустрию и почему все сейчас без ума от тенниса, футбола и поло?

Спорт и мода не просто связаны, они развиваются в симбиозе, дополняя и трансформируя друг друга. Сейчас этот союз только крепнет, а граница между двумя индустриями продолжает размываться. Практически никто уже не ассоциирует кепки с бейсболом, короткие плиссированные юбки – с теннисом, а рубашки-поло – с одноименным видом спорта.

Дизайнеры с огромным удовольствием сотрудничают со спортивными гигантами, стилисты предлагают сочетать вещи из разных «жанров», а модные блогеры практически каждый день демонстрируют нам новые спортивные айтемы в своем гардеробе. Современная мода однозначно взяла курс на комфорт, практичность и удобство. Это доказывают коллекции брендов на неделях моды, а подтверждают еще и коллаборации, которых с каждым сезоном становится все больше и больше.

Сегодня мы решили разобраться, как именно спорт влияет на тренды, почему все фэшн-сообщество сходит с ума по теннису, баскетболу и скейтбордингу и с чего вообще все началось.


Немного истории

Чтобы добраться до коллабораций в духе Gucci x adidas и Miu Miu x New Balance, нужно сперва погрузиться в историю и узнать, когда мода и спорт стали верными союзниками. Итак, мысленно переносимся в XVIII век. Именно тогда мода начала испытывать на себе влияние спорта. К примеру, благодаря конникам в мужском гардеробе появились фрак, цилиндр и перчатки. Поскольку кавалерийскими офицерами становились только представители высшего сословия, которые довольно часто посещали светские мероприятия и торжественные приемы, предметы гардероба для верховой езды очень скоро переквалифицировались в парадную одежду.

Двигаемся дальше и перемещаемся уже в начало XX века, когда влияние индустрий друг на друга стало более существенным. Тогда был особенно популярен женский теннис. Правда, униформа спортсменок максимально не соответствовала роду занятий – длинные платья, несколько подъюбников и еще шляпка. Так продолжалось вплоть до выхода на корт Уимблдонского турнира в 1921 году Сюзанн Ленглен. Спортсменка совершила настоящую революцию, надев на соревнование белую плиссированную юбку длины миди и майку без рукавов. Автор костюма – дизайнер Жан Пату. Его коллекция, состоящая из юбки, майки, кардигана и повязки на голову, повлияла на формирование нового типа униформы, который актуален до сих пор.

Рене Лакост. Фото: Getty Images

Примерно через 10 лет после этого французский теннисист Рене Лакост основал собственную компанию по производству теннисных рубашек. Думаем, практически у всех в гардеробе есть айтем с тем самым зеленым крокодилом. И вот интересный факт. Знаешь ли ты, почему у бренда Lacoste такой логотип? Все из-за спортивного прозвища французского теннисиста – Аллигатор.

Кстати, многие люксовые бренды начинали свой путь со спортивного инвентаря и униформы. К примеру, Hermès (задолго до появления сумок Birkin и Kelly) занимались производством конной упряжи и уздечек для самых состоятельных клиентов. А чуть позже стали выпускать и сумки для наездников. История бренда, к слову, до сих пор изображена на логотипе модного дома.

Архивный постер Hermès

Однако вернемся к дизайнерам того времени, которые повлияли на формирование нового стиля. Одной из них была Коко Шанель. «Я изобрела спортивную одежду не потому, что кто-то занимался спортом, а потому, что сама в этом нуждалась», – говорила она. Так, в ее коллекциях стали появляться трикотажные костюмы, кардиганы и свитеры. Во всем она ориентировалась на собственный образ жизни – охоту, рыбалку и парусный спорт.

Первый вариант спортивного костюма, похожего на современный, появился только 1939 году. Комплект, состоящий из олимпийки на молнии и эластичных брюк, представил французский бренд Le Coq Sportif, а назывался он очень просто – «Воскресный костюм». Следующий большой прорыв в истории спортивного костюма случился только в 1960-х. Именно тогда Ади Дасслер, то есть основатель бренда Adidas, решился создавать не только обувь, но и одежду. Причем не из натуральных тканей, а из суперэластичного нейлона. Чтобы продвигать спортивный костюм на рынке и сделать его желанным для молодежи, бренд решает заколлабиться со звездой немецкого футбола Францем Беккенбауэром. Да, такого исторического персонажа ты, скорее всего, не помнишь, а вот сам костюм с ныне знаменитыми тремя полосками точно узнаешь из тысячи. Так что трюк Ади Дасслера однозначно сработал, и вся молодежь того времени просто мечтала о таком комплекте.

Кстати, с обувью происходила примерно такая же история. Все кроссовки и кеды, которые сейчас с огромным удовольствием носят герои стритстайла и модные инфлюенсеры, изначально были созданы для спортсменов. К примеру, легендарные Converse Chuck Taylor появились благодаря баскетболисту Чаку Тейлору, а вот кроссовки Nike Cortez – просто первые беговые кроссовки бренда, запущенные в массовое производство.


Тренд на Athleisure

В 2010-х годах тренд на все спортивное вышел на новый уровень. После эпохи нулевых фэшн-сообщество (и не только) устало от нарочито сексуальных образов с участием брюк с низкой посадкой, туфель на высоченных шпильках и силуэтных платьев. На смену гламуру пришел комфортный стиль Athleisure. Для тех, кто не знает, это сочетание спортивной и повседневной одежды в одном образе (происходит от сочетания английских слов athletics и leisure, то есть «спорт» и «досуг»). Уже в 2014 году термин занял третье место по числу запросов в Google в фэшн-тематике, уступив лишь нормкору и хэлс-готике. В прошлом десятилетии модные блогеры предложили всему миру на ежедневной основе носить кроссовки, велосипедки, джоггеры и спортивные топы и сочетать все это с классическими предметами гардероба.


Влияние звезд

В XXI веке главными иконами стиля становятся не только модели и актеры, но и представители хип-хопа и спортсмены. К примеру, прическа российской теннисистки Анны Курниковой стала самой модной этим летом. А о куртке как у гонщика Льюиса Хэмилтона мечтает чуть ли не каждая вторая фэшиониста. Однако с рэперами это влияние не сравнится. Во многом именно они стали связующим звеном между модой и спортом. Благодаря хип-хоп-индустрии в жизни хайпбистов появились кепки, джерси и худи. Еще в 1980-х они монополизировали униформу спортсменов, доказав, что на них она смотрится ничуть не хуже.

Про звездных it-girls и представителей поп-культуры тоже забывать не будем. Стоит Бейонсе надеть майку с названием баскетбольной команды Bulls или Рианне выгулять объемную джерси с именем игрока, как айтем сразу становится чуть ли не самым желанным в фэшн-сообществе.


Коллаборации спортивных гигантов с люксовыми брендами

В 2010-х годах трендом стали коллаборации люксовых брендов со спортивными гигантами. За это время мы увидели совместные коллекции Puma и Balmain, Off-White и Nike, Miu Miu и New Balance, Stella McCartney и adidas, Vetements и Champion, JW Anderson и Converse, Vivienne Westwood и ASICS, Louis Vuitton и Supreme. Успешные и нашумевшие коллаборации можно перечислять еще очень долго, но в этом нет никакого смысла, потому что отрицать факт, что спортивные бренды – неотъемлемая часть фэшн-индустрии, не решится никто.


Новые «Коры»

Наравне с коллаборациями на тренды влияют еще и новые эстетики, которые появляются на просторах соцсетей. Практически каждый день пользователи TikTok рассказывают и показывают, что нам носить и как. На них, в свою очередь, влияют массовая культура, музыка и кино. К примеру, именно благодаря фильму «Претенденты», где главную роль исполнила Зендея, в Сети все чаще стали появляться образы героев стритстайла в эстетике Tenniscore, а бренды принялись выпускать теннисные дропы с плиссированными юбками и облегающими поло.

Чуть позже на просторах TikTok появился новый тренд под кодовым названием Blokecore, в основу которого легла эстетика футбольных фанатов. Герои стритстайла начали носить униформу спортсменов, брюки и олимпийки с тремя полосками и, конечно, джерси. Ну а спустя некоторые время фэшн-энтузиасты решили замиксовать Coquettecore (о котором мы рассказывали в прошлом году) и Blokecore. Так получился противоречивый тренд Blokette. Как можно догадаться по описанию, модные инфлюенсеры решили сочетать романтичные блузы с униформой футболистов, а к спортивным костюмам добавлять те самые бантики.

Ну и не забудем о прошлогоднем Brazilcore – эстетике бразильских футбольных болельщиков, основанной на союзе зеленого и желтого цветов. К слову, жители Рио-де-Жанейро выгуливают цветные футболки и олимпийки не только по стилистическим соображениям – выбор оттенков флага и национальной сборной уже на протяжении многих лет является для них формой протеста против коррупции и отдельных политических партий. Поэтому можно смело сказать, что Brazilcore стал настоящим социальным феноменом, который уже поддержали Хейли Бибер, бывшая девушка Канье Уэста Джулиана Налу и Тина Кунаки.


Вместо вывода

Мода, как губка, впитывает все, что происходит в мире. На нее влияют и музыка, и кино, и история, и искусство, и, конечно, спорт. А на популяризацию последнего оказывают влияние коллаборации со знаменитыми дизайнерами и звездами (к примеру, Рианна и Puma), образы модных инфлюенсеров и в целом ритм жизни, который предлагает делать выбор в пользу комфортной и удобной одежды. Сейчас спортивная одежда более чем уместно смотрится в повседневной жизни, а условные велосипедки в дуэте с пиджаком не смущают уже никого. И мы уверены, что дальше этот союз индустрий моды и спорта будет только крепнуть.