Один билет на самолет и флешка в руках: интервью с DJ SMASH об индустрии диджеинга, первом выступлении и планах на будущее
Что для вас вечеринки? Место встречи с друзьями? Веселье до утра и сумасшедшие воспоминания? А может, место, где забываешь обо всех проблемах? У каждого на этот вопрос есть свой ответ, и он в любом случае будет правильным. Однако в первую очередь тусовки – это музыка, а музыка – это диджеи. Именно они задают настроение вечеру, заводят толпу, не дают нам спать и становятся виновниками охрипшего голоса наутро.
Диджеи – самые настоящие проводники в мир новой музыки. Ну кто не «шазамил» треки, стоя у колонки, чтобы потом добавить их в свой плейлист? Да-да, так делают почти все, и мы – не исключение. А сегодня, 9 марта, во всем мире отмечают День диджея.
По такому случаю мы решили взять интервью у главного диджея нашей страны. Догадались, о ком речь? Конечно, о DJ SMASH. Именно ему принадлежат хиты, без которых не обходится ни одна столичная вечеринка. И мы говорим не только о культовом «гимне» тусовщиков Moscow Never Sleeps, но и хитах «Беги», «Позвони», «СО2» и «АТМЛ». Ну что, начнем?
Вы знакомы со многими известными диджеями: от Джеймса Хайпа до Боба Синклера. Расскажите, чем отличается западная индустрия диджеинга от российской?
Начнем с того, что в России такой индустрии практически не существует. К сожалению, у нас вся история с диджеингом ограничивается ночными клубами, барами и камерными площадками. Больших имен за последнее время в нашей стране не появилось. И непонятно, появятся ли. Потому что сейчас в принципе идет замещение танцевальной культуры, EDM уходит окончательно, а пальму первенства с уверенностью перехватывают техно и тек-хаус. Кстати, вместе с эпохой уходят и ее главные звезды – Afro Jack, Hardwell, Dimitri Vegas, Like Mike, Zedd, Don Diablo и многие другие. Увы, они все канули в Лету.
А почему так происходит? Почему у вас получается оставаться на вершине индустрии вот уже почти 30 лет, а у других нет? В чем секрет?
В умении трансформироваться и меняться. Музыка не стоит на месте, тренды тоже. Поэтому очень важно чувствовать время и дух эпохи. Взять, к примеру, Tiësto или Кельвина Харриса. Оба музыканта поймали волну и не собираются сходить с дистанции. Я, кстати, в некоторых моментах равняюсь на них. А еще очень импонирует то, что делает Дэвид Гетта. Он в основном ориентируется на аудиторию Латинской Америки и Мексики. И судя по музыкальным чартам и рейтингам, все правильно делает.
Как думаете, какое направление сейчас в тренде?
В фаворе однозначно тек-хаус и мелодик-техно. Это определенный стиль, определенная философия, определенная культура, вокруг которой сейчас собирается все больше и больше людей. Даже на нашей сцене появляются перспективные артисты.
Вы можете назвать топ-3 российских диджеев?
Первый, конечно, DJ SMASH. (Смеется.) На втором месте ребята из Петербурга Matisse & Sadko, которые уже получили мировую известность. У них, кстати, есть множество достойных фитов с Мартином Гарриксом (нидерландский диджей. – Прим. ред.). А вот третье место я разделил бы между Far&High (еще один дуэт из Петербурга), Peredel и очень талантливой девушкой Dj Pola. На самом деле развивающихся артистов очень много. Поэтому нам с вами остается только наблюдать за ними и следить за успехами.
Вы помните начало своего пути в диджеинге? Где была первая вечеринка?
Мой первый dj-сет состоялся в 1996 году в клубе «Апокалипсис». Мне иногда даже сложно поверить, что я уже почти 30 лет на сцене. В конце 90-х все играли хаус, и я в том числе. Ну а вечеринки проводили в заброшенных помещениях и даже домах культуры. Это были просто сумасшедшие рейвы. Три фонаря, диджей на винилах играет, бар работает и все танцуют. На самом деле раньше на вечеринки ходили, чтобы услышать новую музыку.
Диджеи были своего рода проводниками в мир новой культуры. Ведь тогда не было ни Интернета, ни соцсетей, ни компакт-дисков. Да и по радио такую музыку вряд ли можно было услышать. А вот диджеи ездили по миру, покупали пластинки или просили кого-то их привезти, а потом транслировали в массы. Неудивительно, что люди были в невероятном экстазе.
А что насчет нулевых? Как было тогда?
В новом тысячелетии мир захватили абсолютно иные музыка и культура. Тогда я начал играть микс хауса и попа, а потом стал мешать хаус с советскими хитами. Все были в восторге! Это максимально совпало с настроением гулящей кабацкой Москвы, которая успела соскучиться по чему-то родному.
Сейчас некоторые диджеи играют сеты в пустынях, на заброшенных станциях и даже в бункерах. А у вас есть на примете место, где вы хотели бы провести вечеринку?
Нет. Мне кажется, не место решает, а публика. Какой бы красивой локация ни была, если люди «тухлые» и унылые, ничего хорошего не выйдет. Да и диджей удовольствия не получит. Так что самые классные вечеринки там, где собрались красивые и веселые люди.
Практически каждый человек думает, что жизнь диджея – мечта. Сплошные вечеринки, веселье и громкая музыка. А какая обратная сторона медали?
Сложности есть в любой работе. Для того чтобы выступать, нужно написать музыку, а ведь это десятки часов в студии. А то и больше. Потом занимаешься маркетингом, продвижением и работой над собственным брендом – то есть над своим именем. Все это колоссальная работа.
А еще многие диджеи с возрастом начинают хуже слышать. Все из-за громких колонок и оборудования. Как вам такое? Кстати, чтобы избежать подобной участи, я еще в начале нулевых поехал в Швейцарию и сделал на заказ затычки в уши. И не простые, а с фильтром, который режет опасные частоты и не дает им разрушить барабанную перепонку. С того момента я играю все dj-сеты только в них.
Профессия диджея однозначно не для всех, но я всегда обожал вечеринки, музыку и все, что с ней связано. Кстати, недавно у меня случился интересный разговор на эту тему с солистом группы Rammstein Тиллем Линдеманном. Он тогда сказал: «Когда мы едем на концерт, то везем с собой 30 машин оборудования. А DJ SMASH что? Один билет на самолет и флешка в руках. Какой счастливчик». Тут я не мог не согласиться. (Смеется.)
Выход на сцену для многих большой стресс. А вы волнуетесь или это уже в прошлом?
Всегда по-разному, бывает, избежать волнения не получается. А иногда и вовсе случаются неприятные казусы прямо во время сета. Однажды я играл на большом фестивале перед многотысячной толпой, и у меня сломался штекер у наушников. Останавливать сет не вариант. И вот я одной рукой вставляю этот несчастный штекер, пытаюсь придерживать его, в наушниках все шипит. Одним словом – ужас. Но главное – не подавать виду, что что-то не так, и продолжать играть. Так я и сделал. Прошло все гладко, но запомнилось на всю жизнь.
Когда вы поняли, что музыка – ваше призвание?
Думаю, с самого детства. Моя мама – профессор музыки, папа – джазовый музыкант. Так что уже в три годика я выступал на сцене и пел песни. Потом я увлекся синтезаторами и пытался научиться синхронизировать инструменты вместе с ними. А когда у меня появился компьютер, первым, что я на него установил, была программа для написания музыки. Ну а потом мое увлечение превратилось в дело всей жизни.
Первая популярность пришла, когда я был еще 16-летним подростком. Тогда я играл в клубах родного города Перми, писал песни и активно распространял их. И тут бомбануло! Весь подъезд был исписан посланиями фанаток, вы представляете!
С кем из артистов вы хотели бы сделать фит?
Если честно, хочется делать меньше фитов. Но иногда случаются странные совпадения, которые я не могу объяснить. Наверное, сбой в матрице. (Смеется.) Буквально на днях я подумал: «А не записать ли мне песню с Клавой Кокой?» Спустя некоторое время мне приходит от нее сообщение с таким же предложением. Не знаю, как это вообще возможно! Музыкальная ментальная связь, не иначе. Так что, может быть, будет фит с Клавой Кокой.
А с кем хотели бы устроить джем-сейшн?
Однозначно с Мартином Гором из Depeche Mode. Мало кто знает, но он иногда играет dj-сеты. А еще я недавно переслушивал старые альбомы группы и поражался звучанию. Не знаю, какая муха их укусила в 1990-е, но то, что они делали тогда, – верх мастерства.
Что слушает сам DJ SMASH?
Сейчас я слушал хиты Юрия Антонова, альбомы Guns N’ Roses и Duran Duran. А еще я всегда слежу за всеми хаус-чартами, техно-чартами и так далее.
Что для вас музыка?
Музыка – это любовь, настроение и жизнь.
Какие у вас планы на будущее?
Летом будет дуэт с хип-хоп-исполнителем Konfuz. Осенью состоится релиз сольного альбома певца Poёt, который мы сейчас вместе с ним продюсируем. Первый сингл будет называться «Амина», он выйдет в конце ноября. Также будет большая новогодняя песня у DJ SMASH, которую он, скорее всего, сам споет. Еще в планах есть один кавер, но о нем говорить пока не могу. Следите за мной и узнаете все сами!
Интервью: Кристина Константину
Текст: Кристина Константину, Ирина Врублевская