#ЭКСКЛЮЗИВ

Режиссер и продюсер Ольга Аликберова: «Режиссер всегда в кадре – он и есть кадр»

«Режиссер всегда в кадре – он и есть кадр»

Я пришла в 2013-м в Art Pictures Studio продюсером сразу после непрофильного института, потому что всю жизнь мечтала работать в кино. Там я проработала три года, участвовала в производстве трех фильмов. Мне нравилось быть продюсером, потому что это было продолжением моего характера. Управлять, контролировать, оптимизировать – то, что мне нравилось долгое время. Потом я ушла в свободное плавание и участвовала в роли продюсера в производстве рекламы в продакшене и рекламном агентстве, в документальных фильмах и проектах, в CG и даже работала режиссерским агентом и вела 10 режиссеров. 

В 2018-м я почувствовала в себе желание созидания и разговора со зрителем как режиссер. Я думала о том, что именно я хочу сказать зрителю, и в какой-то момент, наблюдая за своей жизнью и жизнью моих близких, увидела, как мы по-разному воспринимаем реальность и ситуации – об этом я решила рассказать в своем дебютном короткометражном фильме «Черновик». 

Мне кажется, режиссер на самом деле не может быть за кадром, он всегда в нем – он и есть кадр, ведь в философском понимании все, что придумал режиссер, отображается в кадре, хотя его лица и фигуры там нет. 

Я чувствую себя на своем месте, когда нахожусь в режиссерском кресле, но пока я в начале своего пути, и самое сложное – это утвердиться в статусе режиссера, обратить на себя внимание больших продюсеров, показать им, что мне можно доверять и я готова взяться за проекты больше, чем короткий метр. 

Наверное, пока рано говорить о каком-то почерке, но своей фишкой я считаю работу с актерами – убеждена, что необходимо репетировать, общаться, настраиваться вместе на роль.

«После хорошего кино так и хочется написать великий сценарий и снять по нему фильм»

Мне очень нравится смотреть за тем, как развивается российское кино и как оно расцветает, – виден качественный подъем не только с точки зрения картинки, но и, самое главное, с точки зрения драматургии и диалогов, проработки кастинга и работы с актером, художественного оформления и CG. Я смотрю почти все российские проекты и почти всем могу поставить оценку по собственной пятибалльной шкале от четверки и выше. 

Меня вдохновляют работы моих коллег, особенно те, от которых я в восторге. Недавно смотрела фильм в кинотеатре и расплакалась на титрах от того, как все снято, как все складно, как радостно видеть такой результат. А еще я очень люблю своих друзей и коллег из команды, с которыми мы встречаемся, обсуждаем проекты, рождаются новые идеи – это подобно волшебству. После этого так и хочется прийти и написать великий сценарий и снять по нему фильм. 

«Я знаю гибких женщин-режиссеров и несгибаемых мужчин, но бывает и наоборот»

Я не разделяю профессию на мужскую или женскую, но изначально режиссерами чаще всего были мужчины, поэтому увеличение числа женщин меня очень радует. Не уверена, что есть особое женское видение – это исключительно вопрос видения автора, и неважно, мужчина он или женщина. Я знаю очень гибких женщин-режиссеров и несгибаемых мужчин, но бывает и наоборот. 

«Снятый фильм существует вне автора, поэтому критика не всегда полезна и нужна»

Я люблю аккуратную критику, где подсвечиваются слабые места и отмечаются сильные. Чаще всего я готова получать критику по еще не готовому проекту, то есть по сценарию, который собираюсь снимать. Его я могу поправить, чтобы потом идти в съемку. А снятый фильм, как мне кажется, уже начинает существовать вне автора, поэтому критика созданного проекта не всегда бывает полезна и нужна. Многие думают, что режиссер не видит своих ошибок, поэтому и говорят о каких-то слабых моментах в фильме, но режиссер – это первый человек, который все замечает. 

Было бы классно получить «Оскар» за «Лучший фильм». А вообще, моя высшая цель – возможность постоянно снимать кино, работать с профессиональными людьми и давать зрителям пищу для размышлений. В личном – хочется быть здоровой и успевать все, что нравится, проводить время с семьей и почаще отдыхать. 

Три факта вне съемочной площадки, которые надо знать

Я хорошо пою и танцую, поэтому много лет пыталась поступить на актерский факультет, и радуюсь, что не поступила, – все-таки мое место за кадром, меня это радует и устраивает. У меня две собаки породы пти-брабансон, которых я просто обожаю. Да и вообще, очень люблю животных, помогаю приютам. Несмотря на то что я уже работаю в кино, я решила получить наконец-то профильное образование и пошла учиться на режиссера в киношколу «Индустрия» Федора Бондарчука.