Логотип Peopletalk

Опустели без тебя: что ждет торговые центры в ближайшем будущем

Главное изображение статьи
Реклама

Магазины закрываются, а торговые центры теряют посетителей – в таком формате существует ретейл-бизнес в России сегодня. Международные бренды продолжают покидать рынок со стремительной скоростью.

Согласно последним исследованиям консалтинговых компаний, есть вероятность, что к концу 2022 года опустеют до 30 % помещений в торговых центрах Москвы.

На место закрытых торговых точек новые бренды пока не пришли. Это связано с высокой стоимостью аренды площадей, которая по силам лишь крупным компаниям. Бизнесмен, развивающий бренд в одиночку, не сможет платить столь большие суммы. А вот сетевики – вполне.

Но кто придет на место H&M или Zara? Последние прогнозы говорят, что, скорее всего, это будут бренды из Монголии, Китая и Индии.

Рассказываем, что нам известно о будущем торговых центров и магазинов, в которых мы скоро будем одеваться.


Продать нельзя оставить

Из-за закрытия магазинов владельцы торговых площадей стали терять прибыль и пришли к выводу, что продать бизнес намного выгоднее. На многочисленных сайтах, в том числе на «Авито», можно увидеть объявления о продаже торговых центров.

В Москве, например, прямо сейчас выставлен на продажу торгово-развлекательный центр на Трубной за 10 млрд рублей. Причем конкретный адрес не раскрывается. «Адрес и фото – условные», – пишет продавец.

В Санкт-Петербурге 50 тысяч квадратных метров предлагают купить за несколько миллиардов (на момент выхода материала объявление сняли. – Прим. ред.). Из преимуществ – внутри огромный гипермаркет, федеральная сеть фастфуда, федеральная сеть магазинов электроники.

Со своим бизнесом прощаются как предприниматели из Москвы и Санкт-Петербурга, так и из провинциальных городов. Например, в Калуге один из крупнейших торговых комплексов выставлен на аукцион. Начальная ставка – 3 млрд рублей. Помещение площадью 31 тыс. кв. м продает банк непрофильных активов «Траст».

Еще один торговый комплекс продают в Сургуте за 550 млн рублей: банк «Открытие» предлагает бизнесменам купить Vivaldi Plaza. Ранее этот же банк продал торговые центры в Тамбове, Сыктывкаре и Красноярске.

«Собственники избавляются от активов по разным причинам: бизнес не окупается, кроме этого, сложно найти сетевой российский бизнес на место ушедшего иностранного», – объясняет Павел Коротин, президент Korotin Cosultancy & Development Group.

Павел добавляет, что сегодня выгоднее продавать торговые центры под снос. Участки, на месте которых сейчас существуют ТЦ, особенно привлекательны для бизнесменов, занимающихся недвижимостью. Причем тенденция наблюдается в основном в Подмосковье и регионах. «На месте торговых центров чаще всего строят жилые дома», – продолжает Павел Коротин.

В такой ситуации у владельцев торговых центров есть один выход: ждать, пока появятся новые арендаторы, – и этот процесс может затянуться.


Индия-Китай

Одежда из Китая, Монголии, Индии – наше будущее. По крайне мере, об этом говорят люди, связанные с развитием торговых центров. В июле в Москве прошла конференция по торговому сотрудничеству в сфере легкой промышленности и товаров народного потребления. И на этом мероприятии было много представителей КНР, которые заверили всех присутствующих – скоро будут подписаны все соглашения и покупатели вынужденно полюбят все китайское.

То же самое коснется брендов одежды из Индии и Монголии.

«Мы ведем переговоры. До этого в российских торговых центрах также были вещи из Индии и Китая, но под брендами Zara, H&M и другими», – рассказывает Василь Газизулин, сооснователь маркетплейсов Topfranchise.ru / Topfranchise.com.

Он говорит, что многие бренды из Индии и Китая, которые готовятся прийти в Россию, раньше шили одежду для того же H&M. Однако со временем они развились в маркетинге и сейчас готовы представить миру собственные марки – с качеством, по мнению видимо самих производителей этих брендов, не хуже, чем у ушедших с российского рынка компаний.

«Так, например, произошло со смартфонами: сначала это были китайские заводы, которые работали только под Apple, Samsung, потом они всему научились, и появились Xiaomi, Huawei. В одежде все то же самое, никто не стоит на месте. Компании из Индии, Китая, Бангладеш – все претендуют на то, чтобы в будущем быть полноценными брендами», – объясняет Василь Газизулин.

В магазинах будет не только масс-маркет, но и люкс. Один из брендов, подходящих под этот сегмент, Louis Philippe.

Louis Philippe – премиальный бренд мужской одежды из Индии, является частью Aditya Birla Group, крупнейшего индийского межнационального конгломерата с магазинами в 24 странах. В 2019 году прибыль конгломерата составила 48,3 млн долларов. Aditya Birla Group – третий крупнейший индийский частный конгломерат после Tata Group с прибылью чуть более 110 млн долларов и Reliance Industries с прибылью 90 млн долларов.

Бренд Louis Philippe – крупнейший на рынке в Индии. Однако если переводить цены вещей в рубли, их стоимость не так и высока и явно не относится к товарам премиум-класса. Так, одна из футболок стоит 560 рупий – это примерно 7 долларов США, или 427 рублей (по курсу на 11.08.2022 – прим.ред.). Весьма демократично для «люксового» бренда. Правда, пока неизвестно, какова будет цена этих вещей в России, учитывая затраты на логистику и налог на добавленную стоимость.

«Вещи из индийских магазинов точно не будут стоить дороже, чем вещи из ушедшего масс-маркета», – считает Василь Газизулин.

Если соглашения с индийскими компаниями будут подписаны, то магазины брендов окажутся во всех торговых центрах, и не только в столице.

«Мы понимаем, что, в случае если какой-то индийский бренд действительно захочет прийти в Россию, мы даже не заметим, как это произойдет. Мы привыкнем к этим названиям, как когда-то привыкли к Mango, Zara и другим магазинам. Все случится достаточно быстро, потому что в основном я и моя команда общаемся сейчас только с топовыми индийскими брендами, которые по капитализации в принципе в одном ряду с H&M. Эти бренды очень крупные, им понятны маркетинговый бюджет и продвижение на рынке России», — объясняет Василь Газизулин.

Правда, переговоры еще ведутся и, по прогнозам экспертов, могут длиться год, а то и больше. В это время торговые центры все так же будут пустовать.

Ситуация затягивается по вине двух сторон – и брендов из Индии и Китая, которые присматриваются к нашим бизнесменам, и торговых центров, которые долго выбирают, какие конкретно магазины они хотят видеть.


Все по закону

Некоторые владельцы крупных брендов подсуетились и выкупили свои магазины либо перепродали их другой компании.

«Многие топ-менеджеры, стоящие во главе российских магазинов, обладают большим кредитом доверия у поставщиков этих брендов. Когда штаб-квартира велит закрыть магазин в России, как правило, сами хозяева магазинов просят выйти с рынка законным способом, сохранив ассортимент и рабочие места. За такой историей чаще всего стоит не хитрость, а предприимчивость. Значит, бизнесмен позаботился не только о покупателях, но и о своих сотрудниках», – объясняет Василь Газизулин.

Так, магазины польской LPP SA (бренды Reserved, Cropp, House, Mohito и Sinsay) выкупил китайский консорциум, что позволило сохранить все магазины в России, ассортимент, рабочие места, но привело к смене названий. Теперь Reserved – RE, Cropp – CR, Sinsay – CUH, House – XC.

Другой пример – L’Occitane. Французский бренд теперь существует под названием «Л’Окситан» и имеет отдельное юридическое лицо. Ассортимент остался прежним, новая продукция продолжит поступать на полки магазинов, как раньше.

Однако далеко не все зарубежные компании пошли на компромисс с бизнесменами и оставили в России свои магазины пускай и под другими названиями. Все-таки большинство из них закрыли свои точки. Что же будет дальше? Поскольку нет четкого решения от партнеров из Индии и Китая, непонятно, как ситуация станет развиваться. По словам экспертов, решения придется ждать около года, если, конечно, за это время торговый центр не решится на ликвидацию.


Реклама
Рекомендуем

На этом сайте мы используем файлы cookies. Продолжая использование сайта, вы даете свое согласие на использование ваших файлов cookies. Подробнее о файлах cookies и обработке ваших данных - в Политике конфиденциальности.