Магазины закрываются, а торговые центры теряют посетителей – в таком формате существует ретейл-бизнес в России сегодня. Международные бренды продолжают покидать рынок со стремительной скоростью.
Согласно последним исследованиям консалтинговых компаний, есть вероятность, что к концу 2022 года опустеют до 30 % помещений в торговых центрах Москвы.
На место закрытых торговых точек новые бренды пока не пришли. Это связано с высокой стоимостью аренды площадей, которая по силам лишь крупным компаниям. Бизнесмен, развивающий бренд в одиночку, не сможет платить столь большие суммы. А вот сетевики – вполне.
Но кто придет на место H&M или Zara? Последние прогнозы говорят, что, скорее всего, это будут бренды из Монголии, Китая и Индии.
Рассказываем, что нам известно о будущем торговых центров и магазинов, в которых мы скоро будем одеваться.
Продать нельзя оставить
Из-за закрытия магазинов владельцы торговых площадей стали терять прибыль и пришли к выводу, что продать бизнес намного выгоднее. На многочисленных сайтах, в том числе на «Авито», можно увидеть объявления о продаже торговых центров.
В Москве, например, прямо сейчас выставлен на продажу торгово-развлекательный центр на Трубной за 10 млрд рублей. Причем конкретный адрес не раскрывается. «Адрес и фото – условные», – пишет продавец.
В Санкт-Петербурге 50 тысяч квадратных метров предлагают купить за несколько миллиардов (на момент выхода материала объявление сняли. – Прим. ред.). Из преимуществ – внутри огромный гипермаркет, федеральная сеть фастфуда, федеральная сеть магазинов электроники.
Со своим бизнесом прощаются как предприниматели из Москвы и Санкт-Петербурга, так и из провинциальных городов. Например, в Калуге один из крупнейших торговых комплексов выставлен на аукцион. Начальная ставка – 3 млрд рублей. Помещение площадью 31 тыс. кв. м продает банк непрофильных активов «Траст».
Еще один торговый комплекс продают в Сургуте за 550 млн рублей: банк «Открытие» предлагает бизнесменам купить Vivaldi Plaza. Ранее этот же банк продал торговые центры в Тамбове, Сыктывкаре и Красноярске.
«Собственники избавляются от активов по разным причинам: бизнес не окупается, кроме этого, сложно найти сетевой российский бизнес на место ушедшего иностранного», – объясняет Павел Коротин, президент Korotin Cosultancy & Development Group.
Павел добавляет, что сегодня выгоднее продавать торговые центры под снос. Участки, на месте которых сейчас существуют ТЦ, особенно привлекательны для бизнесменов, занимающихся недвижимостью. Причем тенденция наблюдается в основном в Подмосковье и регионах. «На месте торговых центров чаще всего строят жилые дома», – продолжает Павел Коротин.
В такой ситуации у владельцев торговых центров есть один выход: ждать, пока появятся новые арендаторы, – и этот процесс может затянуться.
Индия-Китай
Одежда из Китая, Монголии, Индии – наше будущее. По крайне мере, об этом говорят люди, связанные с развитием торговых центров. В июле в Москве прошла конференция по торговому сотрудничеству в сфере легкой промышленности и товаров народного потребления. И на этом мероприятии было много представителей КНР, которые заверили всех присутствующих – скоро будут подписаны все соглашения и покупатели вынужденно полюбят все китайское.
То же самое коснется брендов одежды из Индии и Монголии.
«Мы ведем переговоры. До этого в российских торговых центрах также были вещи из Индии и Китая, но под брендами Zara, H&M и другими», – рассказывает Василь Газизулин, сооснователь маркетплейсов Topfranchise.ru / Topfranchise.com.
Он говорит, что многие бренды из Индии и Китая, которые готовятся прийти в Россию, раньше шили одежду для того же H&M. Однако со временем они развились в маркетинге и сейчас готовы представить миру собственные марки – с качеством, по мнению видимо самих производителей этих брендов, не хуже, чем у ушедших с российского рынка компаний.
«Так, например, произошло со смартфонами: сначала это были китайские заводы, которые работали только под Apple, Samsung, потом они всему научились, и появились Xiaomi, Huawei. В одежде все то же самое, никто не стоит на месте. Компании из Индии, Китая, Бангладеш – все претендуют на то, чтобы в будущем быть полноценными брендами», – объясняет Василь Газизулин.
В магазинах будет не только масс-маркет, но и люкс. Один из брендов, подходящих под этот сегмент, Louis Philippe.
Louis Philippe – премиальный бренд мужской одежды из Индии, является частью Aditya Birla Group, крупнейшего индийского межнационального конгломерата с магазинами в 24 странах. В 2019 году прибыль конгломерата составила 48,3 млн долларов. Aditya Birla Group – третий крупнейший индийский частный конгломерат после Tata Group с прибылью чуть более 110 млн долларов и Reliance Industries с прибылью 90 млн долларов.
Бренд Louis Philippe – крупнейший на рынке в Индии. Однако если переводить цены вещей в рубли, их стоимость не так и высока и явно не относится к товарам премиум-класса. Так, одна из футболок стоит 560 рупий – это примерно 7 долларов США, или 427 рублей (по курсу на 11.08.2022 – прим.ред.). Весьма демократично для «люксового» бренда. Правда, пока неизвестно, какова будет цена этих вещей в России, учитывая затраты на логистику и налог на добавленную стоимость.
«Вещи из индийских магазинов точно не будут стоить дороже, чем вещи из ушедшего масс-маркета», – считает Василь Газизулин.
Если соглашения с индийскими компаниями будут подписаны, то магазины брендов окажутся во всех торговых центрах, и не только в столице.
«Мы понимаем, что, в случае если какой-то индийский бренд действительно захочет прийти в Россию, мы даже не заметим, как это произойдет. Мы привыкнем к этим названиям, как когда-то привыкли к Mango, Zara и другим магазинам. Все случится достаточно быстро, потому что в основном я и моя команда общаемся сейчас только с топовыми индийскими брендами, которые по капитализации в принципе в одном ряду с H&M. Эти бренды очень крупные, им понятны маркетинговый бюджет и продвижение на рынке России», — объясняет Василь Газизулин.
Правда, переговоры еще ведутся и, по прогнозам экспертов, могут длиться год, а то и больше. В это время торговые центры все так же будут пустовать.
Ситуация затягивается по вине двух сторон – и брендов из Индии и Китая, которые присматриваются к нашим бизнесменам, и торговых центров, которые долго выбирают, какие конкретно магазины они хотят видеть.
Все по закону
Некоторые владельцы крупных брендов подсуетились и выкупили свои магазины либо перепродали их другой компании.
«Многие топ-менеджеры, стоящие во главе российских магазинов, обладают большим кредитом доверия у поставщиков этих брендов. Когда штаб-квартира велит закрыть магазин в России, как правило, сами хозяева магазинов просят выйти с рынка законным способом, сохранив ассортимент и рабочие места. За такой историей чаще всего стоит не хитрость, а предприимчивость. Значит, бизнесмен позаботился не только о покупателях, но и о своих сотрудниках», – объясняет Василь Газизулин.
Так, магазины польской LPP SA (бренды Reserved, Cropp, House, Mohito и Sinsay) выкупил китайский консорциум, что позволило сохранить все магазины в России, ассортимент, рабочие места, но привело к смене названий. Теперь Reserved – RE, Cropp – CR, Sinsay – CUH, House – XC.
Другой пример – L’Occitane. Французский бренд теперь существует под названием «Л’Окситан» и имеет отдельное юридическое лицо. Ассортимент остался прежним, новая продукция продолжит поступать на полки магазинов, как раньше.
Однако далеко не все зарубежные компании пошли на компромисс с бизнесменами и оставили в России свои магазины пускай и под другими названиями. Все-таки большинство из них закрыли свои точки. Что же будет дальше? Поскольку нет четкого решения от партнеров из Индии и Китая, непонятно, как ситуация станет развиваться. По словам экспертов, решения придется ждать около года, если, конечно, за это время торговый центр не решится на ликвидацию.