#Культура

От Dries Van Noten до Off-White: 8 отечественных художников, которые сотрудничают с мировыми брендами

Создавая новые проекты, люксовые бренды вдохновляются не только технологиями и массовой культурой, но и современным искусством. Мода и арт-индустрия сегодня не просто связаны, а развиваются в симбиозе, дополняя и трансформируя друг друга.

Дизайнеры часто делают отсылки к шедеврам мировой живописи, предлагают сотрудничество молодым и талантливым художникам, а те, в свою очередь, создают кастомизированные вещи и устраивают вместо показов настоящие перформансы.

Один из таких арт-деятелей, на счету которого десятки коллабораций с мировыми брендами, – наш соотечественник Покрас Лампас (настоящее имя Арсений Пыженков), которому сегодня, к слову, исполняется 30 лет. Несмотря на свой юный возраст, он уже успел поработать с Nike, Mercedes-Benz, Pirelli, Lamborghini, IKEA, Adidas, MAC.

В 2017 году Дрис Ван Нотен нашел работы петербуржского каллиграфа в Instagram и тут же заказал ему принты для мужской коллекции, а YSL попросили художника создать инсталляцию в виде гигантской буквы «Y» специально для их вечеринки.

И Покрас Лампас не единственный! В России очень много талантливых художников, фотографов, скульпторов и архитекторов, которых знают и ценят за пределами нашей страны. А своих, как говорится, надо знать в лицо! Поэтому сегодня рассказываем про отечественных представителей арт-индустрии, которые сотрудничают с ведущими мировыми брендами.


Алиса Йоффе x Comme des Garçons

С этой российской художницей японский бренд сотрудничал на протяжении трех лет (2017–2020). «Мне написали в Instagram от Comme des Garçons, сказали, что Рей Кавакубо понравились мои произведения», – рассказала в одном из интервью Алиса. Бренд использует рисунки Йоффе в качестве принтов для футболок.

Кстати, контракта никакого нет и не было, представители Comme des Garçons просто спрашивают художницу, есть ли у нее что-то новое. Помимо японского бренда с Алисой сотрудничает и легендарный Maison Margiela. В 2018 году она сделала перформанс на презентации аромата Mutiny Maison Margiela. 


A.D.E.D. x Off-White

A.D.E.D. (all day every day) – творческое объединение граффитчиков. Их квадратные стикеры с надписью Spacer Namer Juice Cozek Captek расклеены по всему городу (если ты раньше не замечал наклейки, то после этого материала точно будешь видеть их везде). На счету A.D.E.D. сотрудничество с фестивалем уличной культуры Faces&Laces, Nike, музеем современного искусства Garage и даже коллаборация с Вирджилом Абло и брендом Off-White.

Instagram: @a_d_e_d_

Последний проект был совместной работой главного концепт-стора страны «KM20», A.D.E.D. и Off-White. Вместе они разработали капсульную коллекцию одежды, в которую вошли футболки, худи, брюки, носки и лонгсливы, – все с фирменными монограммами брендов.

А в 2017 году они создали для бренда Вирджила Абло корнер в «KM20», напоминающий синий античный храм.


Ира Бырка x Jacquemus

В июле этого года на официальном сайте бренда вместе с вещами из коллекции La Montagne появились и другие новинки линии. Особенно нам полюбились футболки с принтами тюльпанов, которые были созданы российской художницей. Автора 3D-цветов зовут Ира Бырка, ей 30 лет, она живет и работает в маленьком городке Радужном Владимирской области.

Instagram: @irka_byrka

В своем Instagram digital-художница часто делится последними картинами, анимацией и скетчами. Но особое место в ее аккаунте занимают рисунки цветов. Именно благодаря им ее в конце 2020-го нашла менеджер Jacquemus по разработке тканей и предложила сотрудничество.


Jolie Alien x Loewe

Жоли Элиен aka Женя Макарова – художница и модель. Сейчас ей всего 18 лет, а она уже устраивала выставки в галерее «Кино», пространстве Cube Moscow и концепт-сторе Peak. «Я хочу, чтобы моя картина энергетически излучала что-то хорошее. Чтобы она была ярким пятном там, где ее повесят», – рассказала Женя в интервью The Blueprint. В своем творчестве она умело сочетает элементы стрит-арта, абстракцию и сюрреалистическую фигуративность. Не удивительно, что с ней хотят сотрудничать мировые бренды. В прошлом году такое предложение поступило от Loewe. Для презентации коллекции весна-лето 2021 креативный директор бренда Джонатан Андерсон выбрал необычный формат Show-on-the-Wall, который он разработал совместно с художницей Энтеей Хэмильтон. 

Друзья бренда и творческие личности из разных стран получали набор различных элементов и могли по-своему интерпретировать коллекцию, собрав коллаж на собственной стене. В России эта честь досталась именно Jolie Alien, и в рамках сотрудничества бренд даже выпустил видео с ее участием.


Саша Фролова x Dolce & Gabbana

Еще одна современная отечественная художница, о творчестве которой весь мир узнал из Instagram. Все благодаря необычным поп-перформансам в ярких надувных костюмах из латекса. Весной 2018 года она выступала на открытии сезона Les Jardins D’Etretat в Нормандии. После этого Саша проснулась настоящей знаменитостью не только в арт-мире, но и в фешен-индустрии. Видео с ее перформансом за несколько дней набрало 400 тысяч просмотров. На следующий день на нее подписался сам Стефано Габбана, а еще через некоторое время ее пригласили выступить на торжественном ужине после кутюрного показа Dolce & Gabbana Alta Sartoria на вилле у озера Комо.


Саша Кац x Burberry

Эта художница – одна из 12 резидентов влиятельного миланского агентства Opera Illustration и выпускница Британской высшей школы дизайна, которая специализируется на 3D-искусстве. Ее путь сотрудничества с мировыми брендами начался еще в середине 2010-х, когда Converse предложили ей создать 3D-гифку с изображением кед Chuck Taylor All Star в стилистике фигурок Lego. А в 2020 году, в разгар пандемии, к ней обратился Burberry, который тогда только запустил проект #BurberryGeneration.

Для него художники из разных стран должны были создать диджитал-инсталляции на тему togetherness («единение»). На виртуальной картине Саши были изображены человеческие полуобнаженные фигуры, накрытые шелковыми платками с монограммой бренда.


Слава Могутин x Helmut Lang 

В 2019 году австрийский бренд предложил русскому квир-художнику Славе Могутину поработать над весенне-летней коллекцией. В рамках сотрудничества он создал для Helmut Lang лого-принты со слоганами Helmut Go-Go и Stock Boyz, которые напечатали на свитшотах и футболках. Но самое интересное не это. На всех вещах из коллекции указан номер телефона, позвонив по которому можно услышать голос художника.