#Культура #СТИЛЬ ЖИЗНИ

От уродливой старухи до уверенной в себе феминистки: как менялся образ ведьм в массовой культуре

Самый известный в истории суд над ведьмами произошел в Салеме (США) 330 лет назад. В ходе так называемой салемской «охоты на ведьм» было приговорено к смертной казни 19 человек, от 175 до 200 человек были арестованы.

Поводом для произошедшего стал донос одного из докторов, который, не обладая нужными медицинскими знаниями, не смог разобраться в причинах неожиданного вируса, захватившего несколько городов и поразившего детей. Он обвинил во всех грехах ведьм и призвал массового бороться с колдуньями.

Подозревали многих: тех, кто не посещал церковь, кто был как-то связан с больными, но сам не заболел, кто обладал пышной рыжей шевелюрой и привлекательной внешностью. И конечно, в суд приводили в основном женщин. Под раздачу попадали и девушки, и доживающие последние годы старухи. Ориентировались на слухи, домыслы и описания из литературы и живописи, а не на реальные доказательства.

Правда, уже через год многих участниц суда помиловали, а еще через пару лет, в 1702 году, решение и вовсе признали незаконным. Многих осужденных восстановили в их гражданских правах – губернатор Салема призвал больше не использовать косвенных доказательств. Произошедшее стали считать трагедией. В городе появился День скорби. А через 300 лет, в 1992 году, в память о жертвах был установлен мемориал.

Историки и культурологи давно установили истинные причины «охоты на ведьм» – неурожаи, войны, эпидемии чумы и сифилиса порождали отчаяние и панику и усиливали склонность людей искать мистическую причину этих несчастий. Но все же одной из причин являлась и культурная составляющая. Жуткие описания в литературе того, как выглядели ведьмы и как они действовали, изображение этих самых ведьм на гравюрах.

Конечно, какая симпатия может появиться к подобным персонажам? Но со временем этот образ эволюционировал – как именно, рассказываем в нашем материале.


С древнейших времен

«Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила», Николай Ге

Все началось с Библии – тогда в Ветхом Завете в сказании о царе Сауле появилась некая Аэндорская волшебница. Саул хотел узнать исход своей будущей битвы с филистимлянами. По его просьбе колдунья вызвала из мертвых дух пророка Самуила – и тот предсказал ему воцарение Давида.

В Пятикнижии, которое также входит в состав Ветхого Завета, колдовство уже открыто осуждалось и каралось смертной казнью: «Ворожеи не оставляй в живых» (Исход, 22:18).

Ведьмы также появлялись в греческой мифологии – в эпоху классической античности их описывали в виде крылатых гарпий, предвестниц несчастья, и «стригов» – летучих тварей, пьющих кровь младенцев. Одна из ярких представительниц греческой мифологии – Цирцея, или волшебница Кирка. Согласно классике, она превратила спутников царя Одиссея в свиней.

Племянница Цирцеи, царевна Медея, также обладала сверхъестественными способностями – она умела летать и готовила омолаживающие зелья.

Чуть позднее о ведьмах стали рассказывать в сказках разных народов мира. В славянских сказках ведьма часто использовала свои способности против людей. Она умела насылать болезни, пугать, создавать предметы.

В отличие от славянских сказок в немецких ведьма практически не обладала никакими способностями, разве что умела заколдовывать людей.

В английских сказках ведьма могла превращать людей в животных, а в испанских она всегда помогала хорошим людям.

В сказках различался и облик: например, те же славяне описывали ведьму как красивую молодую девушку, а немцы обязательно изображали ее старухой.


Дикое время

«Четыре ведьмы», Альбрехт Дюрер

Рыжеволосая красавица с зелеными глазами – так описывали ведьму в Средние века. Полагали, что по-настоящему праведная женщина должна иметь красивый внутренний мир, но отнюдь не привлекательную внешность. Симпатичных девушек считали соблазнительницами, которые используют свои данные в корыстных целях. Этот образ активно пропагандировали художники тех времен.

Известна гравюра Альбрехта Дюрера «Четыре ведьмы» (1497) – и хоть название этого произведения кажется говорящим, до конца не ясно, какой именно смысл вложил немец в свое произведение искусства.

По одной из версий, он и правда изобразил ведьм-соблазнительниц, по другой – вдохновился античной мифологией. Многие исследователи считают, что в основу композиции легла античная группа «Три грации», но Дюрер добавил к этой компании четвертую фигуру: Венера, Минерва, Юнона и, по-видимому, Эрида – богиня раздора. Некоторые исследователи считают, что гравюра связана с темой «Суда Париса» – мифа, в котором рассказывается, как Эрида рассорила Геру, Афину и Афродиту.

Были также художники, которые изображали ведьм иначе, чем Альбрехт Дюрер. Его ученик, Ханс Бальдунг Грин, написал гравюру «Шабаш ведьм» (1510). Уродливые фигуры ведьм, черепа, козел-демон – искусствоведы считают, что художник попытался показать связь между женской сексуальной природой и грехами. Причем подобная тема в те времена была довольно востребованной – считалось, что женщины менее способны (по сравнению с мужчинами) сопротивляться искушению.

Женоненавистничество посредством изображения черной магии – вот какие идеи в искусстве были распространены в то время. И так продолжалось еще несколько веков.


Ведьмы феминистки

Относиться иначе к образу ведьмы стали только в XVIII веке. Этому способствовало развитие идей романтизма: магию больше не воспринимали всерьез, ее стали ассоциировать с суевериями. А еще век спустя на колдуний стали смотреть по-другому в контексте женского движения. 1893 году американская суфражистка и активистка Матильда Джослин Гейдж написала книгу «Женщина, церковь и государство». В многочисленных гонениях на женщин и ужасах инквизиции она винила христианскую церковь.

В начале XX века в массовой культуре стали говорить о «хороших» ведьмах. Один из примеров – роман Л. Фрэнка Баума «Волшебник страны Оз», где рассказывается о доброй волшебнице Севера – Глинде. Еще один из ярких романов – книга «Жить в одиночестве» Стеллы Бенсон, где главная героиня, ведьма, выступала в поддержку движения за равноправие.

В дальнейшем в литературе появится еще несколько ярких образов: Серафина Пеккала из «Темных начал» и Гермиона Грейнджер из «Гарри Поттера».


Человечность

«Зачарованные»

С появлением кинематографа изменился и образ ведьм. Причем происходило это постепенно. Сперва в кино о колдуньях говорили как о жутких персонажах, внушающих страх и ужас, так было в «Ведьмах» 1922 года или «Волшебнике страны Оз» 1939 года, где персонаж злой ведьмы Запада получился настолько жутким, что стал сниться многим детям (да и взрослым тоже) в кошмарах.

Со временем злодейки становились человечнее: появлялись ведьмы-домохозяйки («Я женился на ведьме» 1942 года, ситком «Моя жена меня приворожила), ведьмы-предводительницы (Анжелика Хьюстон в фильме «Ведьмы»), ведьмы, живущие обычной жизнью («Зачарованные», «Сабрина – маленькая ведьма»).

Злодейство отошло на второй план, и если теперь нужно показать колдунью-антагониста, то для этих целей выбирают другие средства: у каждой ведьмы есть своя история и даже в самых плохих персонажах можно увидеть человечность.