Откуда появились эмо и поклонники Tokio Hotel: все о японской субкультуре visual kei
Пока зумеры слушают k-pop, копируют стиль айдолов и мечтают побывать в Южной Корее на концерте любимых групп, вспоминаем, как в 2000-е миллениалы подражали героям аниме и исполнителям j-rock, мечтая о поездке в Японию и Германию. Это было время расцвета фандомов, косплея, неземных луков и ярких причесок, неподвластных законам гравитации.
Музыкальное направление сформировало не только модную субкультуру вижуал кей и узнаваемый во всем мире стиль Lolita, но и заметно повлияло на западную культуру.
«Психоделическое насилие, преступление визуального шока» – такую характеристику visual kei (читается как «вижуал кей») дал музыкальный коллектив X Japan. Позднее слоган, написанный на их альбоме Blue Blood, поклонники стали называть видзуюару кей, а затем просто вижуал кей, что в переводе с японского означает «визуальный стиль».
Музыкальное направление, сформировавшее целую субкультуру, возникло в 1980-е годы, когда на сцену вышли такие коллективы, как X Japan, Dead End, Buck-Tick, Luna Sea, D’erlanger и Color. Возникший на базе j-rock вижуал кей не раз трансформировался в следующие 30 лет, обрастая многослойностью национального колорита: самурайскими традициями, элементами из театра кабуки, манги и аниме, а также видеоигр.
Специфика вижуал кея заключается в том, что эмоции и послание транслируются через образ, а музыка как бы является аккомпанементом. Именно эта особенность сплотила вокруг направления армию как поклонников, так и противников. Цель вижуал кея – спровоцировать сильные эмоции. Поначалу visual kei заинтересовал исполнителей инди-групп, которые выступали на андеграундной сцене, привлекая публику эпатажными образами.
«Когда мы только начинали, критики не воспринимали нашу музыку всерьез из-за обилия грима и нашего хардкорного вида в целом. Они считали, что это больше похоже на костюмированную вечеринку», – вспоминает фронтмен группы X Japan Есики в интервью Billboard.
На заре карьеры японские группы вдохновлялись гротескным имиджем западных звезд, испытав на себе сильное влияние глэм-рока. Им импонировал андрогинный идеал Человека с Луны, который воплощал в себе Дэвид Боуи. Его сценические образы, созданные совместно с японским дизайнером Кансаем Ямамото для гастрольного тура Ziggy Stardust Tour в 1973 году, покорили сердца публики и послужили стимулом к созданию облика космического самурая. Сильное воздействие на формирование visual kei также оказала группа Kiss, отыгравшая в 1977 году на сцене токийского стадиона «Ниппон Будокан» пять фантастических гранд-шоу. Затем последовало увлечение творчеством Адама Анта, Грейс Джонс, Элиса Купера, Twisted Sister, Hanoi Rocks и Mötley Crüe. Но настоящий пик популярности вижуал кея придется на 1990-е, а впоследствии вернется, яркой кометой озарив 2000-е.
Первая волна популярности вижуал кея начинается с расцветом Интернета в 1990-е годы, когда японский рок (j-rock) впитывает в себя творчество немецкоязычных исполнителей Neue Deutsche Härte (читается как «нойе дойче хэрте», или новая немецкая тяжесть). Шокирующие перформансы и концерты с обилием пиротехники Rammsteim, Ooomph! и Megaherz привели в восторг японскую молодежь. Именно тогда произошли радикальные изменения не только в стиле, но и в лирике. В музыке появились элементы неоготики, индастриала, хэви-метала, техно и панк-рока, а тексты исполнителей начали затрагивать негативные эмоции и остросоциальные темы: эпидемии, голод, геноцид, насилие, страх перед будущим и горечь утраты близкого человека. Одновременно в городе Нагоя появляется более эскапистское ответвление – Nagoya kei (нагоя кей), в котором сюжеты, напротив, выражают надежду на лучшее будущее. В этот период на сцену выходят такие музыкальные коллективы, как Malice Mizer, Deathgaze, Kuroyume и Baizer.
Все это сопровождается 30-летней экономической дефляцией, начавшейся после соглашений «Плаза» 1985 года, когда период японского экономического чуда сменяется упадком. Дело в том, что Японии благодаря американским патентам удалось вырваться в число стран-лидеров по ВВП во многом вследствие бурного развития электроники. Правда, дешевые и качественные японские товары сильно ударили по национальным рынкам Европы и США. Под давлением Японии пришлось подписать унизительные соглашения (торговый договор был заключен в отеле Plaza) о ревальвации иены к доллару. Это сильно затормозило экономический рост и посеяло недоверие к американцам. В итоге среди японской молодежи начал нарастать кризис идентичности: они стали сопротивляться вестернизации, и это особенно заметно в музыке. Тогда группы начали искать источники вдохновения в собственном культурном наследии, что сделало их творчество более самобытным. Достаточно лишь посмотреть, как изменились образы артистов.
Предупреждение: в клипах могут содержатся эпизоды употребления табака и, возможно, алкоголя. Автор и редакция не поддерживают привычки, наносящие вред здоровью.
Вижуал кей отвергал западные представления о гендере: в стиле одежды артисты стали обращаться к традиционной инклюзивной маскулинности. В отличие от европейского понимания андрогинности в японской культуре корни уходят в даосизм, гармонично сочетающий инь и ян. В свою очередь, феминный облик музыкантов в visual kei связан с оннагатой – женским амплуа, которое исполняют мужчины в театре кабуки. Накрашенные ногти, пирсинг, обилие макияжа, гротескный грим, окрашенные в неоновые оттенки волосы, а также замысловатые прически-начесы и маллеты – все это воспринималось не как протест против «токсичной маскулинности», а, напротив, как возвращение к культурным истокам.
В новом тысячелетии visual kei переживает вторую волну популярности, представ во всем калейдоскопическом многообразии. На сцену выходят артисты, в чьих сценических образах и репертуарах смешиваются элементы разных стилей и эпох.
Галломаны (любители всего французского), поклонники викторианской Англии и итальянской комедии дель арте относились к направлению танби кей, яркими представителями которого стали Malice Mizer, Moi Dix Mois и Versailles. Они исполняли поп-рок и симфонический метал. На концертах артисты использовали кукольный имидж: фарфоровый грим, маски, старинные броши, жилеты, трости, корсеты, перчатки, манжеты и кружева.
В противоположность им такие исполнители фолк-рока, как Onmyo-Za и Kiryu, выступали в кимоно, преображаясь в искусных гейш – этот стиль с элементами японской традиционной одежды получил название «анагура кей».
Наиболее агрессивное звучание и мрачный облик были у групп Antifeminism, Deathgaze и ThePiass, творчество которых относится к стилю курафу кей, отличающемуся экстремальным вокалом (включая гроулинг и скриминг), анархистскими текстами и инфернальным обликом.
Сексуальный фетишизм и хоррор-эстетика, характерные для Cali≠gari и La’Mule, а также раннего творчества Dir En Grey и The Gazette, относятся к стилю эрогуро кей, в котором исполнители чаще всего примеряют эротизированный образ медсестер или невинной жертвы, дополняя образ вампирским макияжем, цветными линзами, искусственной кровью, бинтами, а также шрамированным и болезненным гримом.
Особняком стоят такие группы из Нагои, как Rouage и Kuroyume, мрачный облик которых представляет собой микс элементов панка и металла.
Наиболее жизнерадостный стиль осярэ кей использовали группы An Café, Kra и певец Miyavi, исполнявшие синти-поп, R’n’B и гранж. Они предпочитали носить пирсинг, яркие рубашки и жилеты поверх футболок, свисающие с бедер ремни, галстук, забавные значки-смайлики, конверсы или слипоны с шаховницей, платок-арафатку, напульсники или митенки. Именно этот стиль наиболее близок к внешнему облику скейтеров и эмо-субкультуры.
Также по-прежнему был высок интерес публики к творчеству «старой школы», которую представляли X Japan и Luna Sea. Подобное расслоение стилей и музыкальных направлений привело к постепенному угасанию интереса к субкультуре в целом.
Конечно, поклонники вижуал кей повлияли и на уличный стиль своего времени. Самый широкий диапазон уникальных сочетаний, форм и цветовых решений традиционно аккумулируется в модных токийских кварталах Сибуя, Харадзюку и Акихабара. Именно здесь тусовалась молодежь, в особенности отаку – так в Японии называют страстно увлеченных чем-либо людей. Они проводили время в компьютерных клубах, магазинах электроники, читали мангу, смотрели аниме и, конечно, ходили на концерты и встречи фандомов в так называемые мэйдо-кафе, где собирались участники косплея.
Среди отаку часто можно было встретить девушек, одетых в детские платьица с пышной юбкой-колоколом и обилием кружева. Этот кукольный стиль получил название Lolita в честь одноименной книги Владимира Набокова. Правда, поклонницы этой моды отличаются скорее наивностью, чем легкомысленным поведением. Подобное платье носит героиня фильма «Девушки-камикадзе» режиссера Тэцуя Накасима, а также персонажи популярного аниме «Темный дворецкий». В значительной степени популярностью этот стиль обязан аниме и исполнителям visual kei, в особенности солисту Мана из группы Malice Mizer, который выступал на сцене в образе «готической Лолиты».
Об интересе японской молодежи к этой уличной моде свидетельствуют такие посвященные субкультуре модные журналы, как Shoxx, Cure, Zy, Gothic & Lolita Bible, Fruits, Vanilla Girl, Fools Mate, Stuppy, RR и Kera. В них можно было найти не только последние новости о концертах любимых групп, но и советы, где купить наряды или найти экстравагантные детали, чтобы самостоятельно сшить костюм с элементами готики или барокко.
В России о visual kei первыми узнали любители аниме и поклонники немецкоязычных групп Tokio Hotel и Cinema Bizarre. Их творчество вызывало у молодежи либо фанатическую любовь, либо ненависть – равнодушных было мало. Особенно это касалось метросексуального имиджа вокалиста Tokio Hotel Билла Каулитца, использовавшего густые черные тени и прическу, напоминающую «удар током в 220 вольт». Причем к такой шутке внутри фандома относились дружелюбно, в то время как насмешки «извне» вызывали бурную реакцию вплоть до слез и угроз. Такая преданность способствовала процветанию в России фансервиса: сумки, футболки, значки с изображениями групп, косметика и прочая атрибутика отлично продавались.
Влияние японской поп-культуры и вижуал кея, в особенности творчества The Gazette, заметно не только в облике, но и в сценических псевдонимах участников коллектива Cinema Bizarre (Страйфи, Ю, Киро, Шин, Ромео). Фронтмен группы Страйфи вдохновился персонажем игры Final Fantasy, которого звали Cloud Strife. Для Шина референсом к созданию образа послужил барабанщик Шинъя из Dir En Grey, а Ю взял себе псевдоним в честь мангаки Юкиру Сугисаки.
Среди российских групп, использовавших эстетику вижуал кея, была Akado, название которой в переводе с японского означает «кровавый путь». Короткое, но очень яркое увлечение visual kei окончательно прекратило свое существование в 2010-е годы, растворившись в других субкультурах. Отголоски прослеживаются в творчестве Seremedy, My Chemical Romance и в меньшей степени у Аврил Лавин.
Последовавшая за вижуал кей мода на j-rock не достигла такого интернационального успеха, как k-pop. Во многом это связано с тем, что творчество японских групп было скорее стихийным, независимым и андеграундным, в то время как корейская поп-музыка является скорее продюсерским проектом, ориентированным на коммерческий успех. Если волна интереса миллениалов к j-rock, в частности субкультуре вижуал кей, во многом обусловлена развитием Интернета, то популярности K-pop сопутствовала активность зумеров в социальных сетях, прежде всего TikTok.
Протестные и даже мрачные настроения 1990–2000-х сегодня сменились надеждой на изменения, выраженной в гражданской активности, борьбой за права меньшинств, вниманием к экологии и темам психического здоровья, что отражают тексты корейских айдолов – BTS, EXO и Red Velvet. Как патенты на изобретения США когда-то вывели Японию в число стран-лидеров, так и сегодня американские инвестиции повлияли на позитивный имидж Южной Кореи. Если расцвет корейской музыкальной индустрии связан с экономическим подъемом, то взлет популярности японской музыки пришелся на время стагнации, когда молодежь противостояла влиянию западных модных брендов, находя способы самовыражения в создании собственного неповторимого стиля. Ярко выраженный индивидуализм и эмоциональность – вот что сближает визуальный месседж k-pop и visual kei.