По бабушкиному рецепту: смотрим «Что случилось осенью» Франсуа Озона и рассказываем, почему людям стоит давать второй шанс
В российский прокат 23 января выходит драма «Что случилось осенью» Франсуа Озона – приятный и неторопливый фильм, который заставит вспомнить о своих бабушках. Именно таких душевных историй с ароматом чая и домашнего мармелада в последнее время очень не хватает. Действие разворачивается на фоне французской пасторали: милые домики, мельница у реки, утренняя свежесть садов.
Пенсионерка Мишель (Элен Венсан) живет в уютном загородном доме, читает книги и наслаждается прогулками в живописном лесу вместе с подругой Мари-Клод (Жозиан Баласко). К первой скоро приедет дочь с внуком Лукой (Гарлан Эрлос), а вторая готовится к встрече сына из тюрьмы.
Поначалу кажется, что это история о взаимоотношении поколений, но Франсуа Озон меняет тональность, и она превращается в размышления о старости. Как ни странно, Мишель и ее подруга не страдают от одиночества, поскольку их жизнь наполнена приятными мелочами, но их волнует разлад в отношениях с детьми. Между женщинами есть незримая связь, которая трогает до глубины сердца.
Мишель поддерживает не только Мари-Клод, но и ее сына Винсента (Пьер Лоттен). Когда он выходит из тюрьмы, женщина устраивает в его честь роскошный ужин ресторане, дает работу в саду, а потом и вовсе помогает открыть небольшой бар. Она заботится о нем так, как если бы он был ее собственным сыном. Возможно, жизнь научила ее не смотреть на других свысока.
При этом в отношениях с собственной дочерью у Мишель не все так гладко. Когда Валери (Людивин Санье) вместе с сыном приезжает к матери, она не только отказывается обнять ее, но и обрывает любую попытку диалога. Да и приезжает она к ней, как выяснилось, лишь для того, чтобы Мишель составила завещание на ее имя. Однако после этого разговора Валери становится плохо из-за отравления грибами, которые Мишель приготовила к их приезду.
Разумеется, это была трагическая случайность, но в глубине души Мишель терзает чувство вины, так как она могла неосознанно желать смерти дочери, чтобы та не разлучала ее с любимым внуком. Попытки исправить недоразумение делают только хуже. «Неужели человек не имеет права на второй шанс?» – спрашивает в отчаянии Мишель.
Лишь спустя время мы узнаем, что за милым образом старой женщины скрывается мрачная тайна, из-за которой Валери всю жизнь испытывала чувство обиды и стыда. Мишель способна на многое, а беспомощна лишь перед теми, кого действительно любит. И конечно, причина размолвки добавит детективных ноток в повествование, что так в духе Франсуа Озона.
Совсем неожиданно раскрывается Винсент, который прошел собственное чистилище. Он хочет начать жизнь заново, поэтому платит добром за добро. Бывший заключенный тоже хочет получить второй шанс и пробует вмешаться в отношения между Мишель и Валери.
Местами эта история о людях в непростых обстоятельствах, ищущих понимания и тепла, очень напоминает лучшие советские драмы, и поэтому наверняка тронет за душу русского зрителя.
Франсуа Озон показывает нам мир пожилых женщин – тех самых бабушек, которые не спасают планету, а просто занимаются тем, что для них действительно важно. Мишель не пытается казаться моложе, но она полна жизни, несмотря на возраст. Она живет одна, но не одинока. В ее жизни есть любимые люди, есть место маленьким радостям. Она принимает свои недостатки, не пытаясь стать лучшей версией себя. Она видит чужие грехи, но в ее глазах нет ни капли осуждения. Именно это в ней притягивает.
По настроению «Что случилось осенью» напоминает «Идеальные дни» Вима Вендерса, в котором пожилой мужчина Хирояма работает уборщиком туалетов, а в свободное время наслаждается размеренным течением жизни, любимой музыкой и шумом листвы в парке. «Кто понял жизнь, тот больше не спешит», – говорил Омар Хайям. И героини Франсуа Озона, кажется, полностью с этим согласны.