По средам мы носим черное: как дизайнеры вдохновляются ведьмами и почему это выглядит очень стильно?
По традиции вторая половина октября проходит под эгидой Хэллоуина. Пользователи соцсетей с особым энтузиазмом делятся рецептами тематических блюд, плейлистами с пометкой spooky и даже идеями, как небанально украсить квартиру. Визажисты показывают варианты сумасшедшего макияжа в духе главных злодеев и злодеек киномира, а фэшн-инфлюенсеры собирают подборки образов на Хэллоуин, которые сможет повторить каждый.
Кстати, индустрию моды и ее главных представителей всегда вдохновляли мистика, эзотерика и, конечно, поп-культурная нечисть. В особенности ведьмы. И дело тут не столько в аутфитах звездных it-girls, которые ежегодно делятся оммажами на героинь фильмов и сериалов вроде «Фокус-Покус», «Американская история ужасов» или «Зачарованные», сколько в интересе дизайнерского цеха. Образы ведьм появлялись в коллекциях Vivienne Westwood, Alexander McQueen, Saint Laurent и многих других модных домов.
В преддверии Хэллоуина мы расскажем, как дизайнеры создают замысловатые образы, отталкиваясь от колдовской эстетики. А еще попытаемся понять, почему это всегда выглядит чертовски стильно. Собрали пять культовых показов с ведьмами, которые вошли в историю.
Почему индустрия моды очарована ведьмами?
Чтобы ответить на этот вопрос, придется погрузиться в историю и познакомиться с ведьмами чуть ближе. Несмотря на то что первое упоминание о них было еще Ветхом Завете, образ колдуньи сформировался только в Средние века. В то время любая красивая девушка (особенно рыжеволосая и зеленоглазая) была под подозрением. Считалось, что по-настоящему праведная женщина должна иметь богатый внутренний мир, но отнюдь не привлекательную внешность. Красивых девушек называли соблазнительницами, которые используют свои данные в корыстных целях.
Кстати, ведьм вычисляли не только по внешнему виду, но и по весу. В Средние века люди были уверены, что девушки, которые весили меньше 50 килограммов, – ведьмы, потому что только такой вес могла выдержать метла. Звучит логично, поэтому с легендой спорить не будем. Согласись, пока все модели подходят под описание – красивые, высокие, худые и чертовски загадочные.
В массовой культуре ведьмы тоже не обделены внешними данными. Взять, к примеру, готический образ Эльвиры, «повелительницы тьмы» с бледной кожей и нарочито сексуальными платьями, или леденящую душу красоту Белой Колдуньи из «Хроник Нарнии». А еще не будем забывать о Зеркальной Королеве из фильма «Братья Гримм», которую (на секундочку) сыграла Моника Беллуччи, и Ламию из «Звездной пыли», роль которой досталась Мишель Пфайффер. Да и троица из «Иствикских ведьм» 1987 года выглядит впечатляюще.
Современные ведьмы, к слову, ничуть не проигрывают своим предшественницам. Вспомни хотя бы третий сезон «Американской истории ужасов» про шабаш, после просмотра которого сразу хочется переодеться в черное и добавить к образу стереотипную шляпу. 0 % осуждения, 100 % понимания.
Перечислять ведьм в кинематографе можно еще очень долго. Но смысла в этом практически нет, потому что все вышесказанное уже оправдывает интерес фэшн-индустрии к эффектным колдуньям. Плюсуем к поп-культурному образу еще и многовековую историю, теории заговора и любовь дизайнеров к мистике – и получаем то, что получаем.
Ну и не будем забывать, что многих моделей общественность уже давно окрестила ведьмами, намекая то на неприличную красоту, то на идеально тело. А теперь посмотрим, как работают с этим образом дизайнеры, и разберемся, почему это выглядит стильно.
Martine Sitbon
Уверены, этот образ Кейт Мосс ты не раз видела на просторах Pinterest и других социальных сетей. Особенно в преддверии Хэллоуина. Перед тобой показ французского бренда Martine Sitbon весна-лето 1993, который был вдохновлен ведьмами. Тогда на подиум выходили модели в черных силуэтных платьях, причудливых головных уборах и костюмах, окутанных полупрозрачной органзой.
Несмотря на то что коллекция получилась достойной, в историю попал лишь один образ. Речь, конечно, о вышеупомянутой Кейт Мосс, которая появилась на подиуме в черном платье с острым воротничком, поверх которого струилась практически невесомая белая ткань. Магии финальному луку добавила остроконечная шляпа с небрежно закрепленной органзой. Согласись, выглядит это очень стильно. Но почему? Ведьминская эстетика держится на трех столпах: сексуальность, мрачность и мистика. Все это более чем применимо к индустрии моды, поэтому дизайнерский цех с таким удовольствием соглашается на эксперименты.
Alexander McQueen
Александр Маккуин всегда умел удивлять и шокировать, не стесняясь делать очень громкие заявления через одежду. Но в 2007 году он превзошел себя, потому что вложил в коллекцию мистическую историю, связанную со своей семьей. Оказывается, когда мама дизайнера занималась исследованием своей семьи, она узнала, что ее родословная ведет к жертвам знаменитого Салемского суда 1692 года, во время которого было казнено 19 человек. Эта тема и послужила вдохновением для показа, который начался с пробирающего до мурашек ролика. Потом свет упал на черный подиум, и зрители увидели расчерченную красным пентаграмму. И да, модели ходили именно по ней.
Vivienne Westwood
Вивьен Вествуд тоже вдохновлялась ведьмами. И если ты думаешь, что мы сейчас расскажем о тугих корсетах, платьях на шнуровке и очень глубоких декольте, сильно ошибаешься. Потому что речь пойдет о коллекции Witch 1983 года, созданной в коллаборации в художником Китом Харингом. Помимо узнаваемых принтов самого Харинга на подиуме были представлены образы с отсылками к языческой культуре, а акцент коллекции был смещен на острую геометрию.
Saint Laurent
В 2012 году Эди Слиман стал креативным директором Saint Laurent, сместив Стефано Пилати. Осенью он представил свою дебютную коллекцию, вдохновением для которой стало не большое наследие модного дома, а муза дизайнера – знаменитая американская оккультистка Марджори Кэмерон. Так, на подиуме Saint Laurent появились современные ведьмы в черных струящихся платьях с очень глубоким декольте, полупрозрачные блузы, широкополые шляпы и ультраскинни-брюки.
Comme des Garçons
Что будет, если смешать мистику и авангард? Получится весенне-летняя коллекция Comme des Garçons 2016 года под кодовым названием The Blue Witch. Центральной темой показа стала женская сила, а муж Рей Кавакубо Адриан Иоффе описал коллекцию так: «Ведьмы. Сильные женщины, которые не были поняты миром». Кстати, еще в 2004 году сама дизайнер рассуждала на эту тему в одном из интервью: «Я думала о ведьмах. Ведьмах в изначальном смысле этого слова, в смысле женщины, обладающей силой. Изначально ведьмы были доброжелательны, но, поскольку люди их не понимали, они издевались над ними. У нас остался их негативный образ». Рей Кавакубо представила на подиуме сложно скроенные фантазийные образы, в которых с легкостью можно представить ведьм жанра артхаус.