На 78-й церемонии вручения премии «Золотой глобус» одну из главных наград – «Лучший драматический фильм» – получила работа «Земля кочевников» Хлои Чжао (она же, кстати, взяла «Глобус» как лучший режиссер), а теперь фильм стал абсолютным триумфатором «Оскара», взяв награды в главных номинациях (среди них «Лучший фильм», «Лучший режиссер» и «Лучшая актриса»). Надо сказать, что для «Земли» это уже не первая крупная победа – на Венецианском кинофестивале фильм взял «Золотого льва».
Для успеха на главной кинопремии года у картины были все данные: талантливый режиссер (ее драма «Наездник» в 2017-м получила главный приз Gotham Awards, присуждаемой независимым фильмам), сильный актерский состав в лице главной героини и любимицы Академии Фрэнсис МакДорманд и классический для американского кинематографа жанр роуд-муви.
В центре сюжета «Земли» – 60-летняя Ферн, оставшаяся без работы и дома после закрытия единственной фабрики в городе, погрузившая все нажитое в фургон и ставшая одной из племени современных кочевников, путешествующих от штата к штату в поисках сезонного заработка. И в этих путешествиях главной героини Хлоя Чжао показывает настоящую Америку – с ее простыми людьми, нашедшими в вынужденной кочевой жизни смысл и цель и сыгранными непрофессиональными актерами, с очень красивыми (в этом заслуга Джошуа Джеймса Ричардса – оператора картины) закатами, с ее самобытностью.
После такого роуд-муви, правда, в отличие от многих других представителей жанра, вряд ли захочется бросить все и поехать по миру, сделав фургон своим домом – в «Земле» слишком много настоящего и не всегда приятного: сомнительные подработки на складе Amazon, в сетевой закусочной и национальном парке, убитая машина, холодные ночи, нехватка средств. Ферн при этом ничего не ищет и ни за чем не едет – она потеряла мужа, работу и дом, но как герой она статична, и второстепенные персонажи, из встреч с которыми и состоит фильм, ее жизнь меняют мало, – она просто разъезжает по пустой и утратившей ориентиры стране, показывая через призму своих «путешествий» социальное разобщение, в котором каждый – сам за себя, эксплуатирующую нуждающихся до последнего мировую экономику (Фрэнсис МакДорманд перед съемками, кстати, действительно работала там же, где предстояло ее героине) и переживающую свой конец цивилизацию. Последнее показано еще в начале – на примере города с громким названием Эмпайр, из которого Ферн и уехала и который после закрытия предприятия практически пропал со всех радаров. Так и получается, что «Земля кочевников» уместила в себя всю Америку, собрав ее из маленьких эпизодов в большую картину. В большую и очень красивую картину.