#КРАСОТА #ЭКСКЛЮЗИВ

Почему косметика стала такой дорогой? Колумнист PEOPLETALK и автор канала «Цена красоты» о ценообразовании в бьюти

«Цена красоты» – без прикрас о рынке бьюти и услуг в России

Пару месяцев назад онлайн-магазины косметики зафиксировали рост количества заказов на 31 %: люди покупали импортную парфюмерию, люксовый уход и просто любимые средства, пока на них не выросли цены. Предлагаем обсудить, как эти самые цены формируются и почему подорожала даже любимая умывалка российского производства.

Для начала, есть так называемые инста- или ноунейм-бренды. Они делают косметику (хорошо, если на производствах, соответствующих санитарным нормам) и продают ее через свои соцсети напрямую потребителю. Более серьезные бренды, например L’Oreal, Natura Siberica, Aravia, работают по другой схеме, которую мы и предлагаем разобрать.

Стоимость косметики крупного сознательного бренда формирует множество факторов. Вот основные из них: 30 % конечной цены составляют расходы производителя – лабораторные исследования, разработка концепции и формулы, оформление сертификатов, закупка компонентов, производство, упаковка, расходы на маркетинг и рекламу, зарплата сотрудников, участвующих во всех этих этапах. Оставшиеся 70 % стоимости косметики – это затраты на логистику и дистрибуцию. Средства нужно упаковать по коробкам, отгрузить, перевезти на склад магазина или маркетплейса, развезти по торговым точкам, расставить по полкам и продать. Плюс сам бренд и магазин должны заработать с продажи косметики конечным покупателям. Так что факторов действительно множество, и кризис затронул большинство из них.

Например, многие российские бренды столкнулись со сложностями при закупке компонентов. Если раньше ингредиенты для косметики закупались во Франции и Италии, то теперь эти страны отказались от сотрудничества либо стало невозможным или слишком дорого доставить груз в Россию. Замену западному сырью находят в Китае, Индии, ОАЭ, Турции, Малайзии и Южной Корее, но цены на поставки оттуда тоже выросли практически вдвое, а выбора у производителей не остается.

Стоимость и сроки международных перевозок тоже выросли от 30 до 100 %. Современная и функциональная упаковка для косметики также ввозилась в основном из Европы или Китая, так как российский рынок косметической тары развит слабо. Таким образом, к пунктам логистики и упаковки тоже добавляются дополнительные расходы.

Тяжело приходится и магазинам. Раньше крупные международные бренды организовывали скидки и промо-активности для покупателей, что стимулировало спрос и было выгодным для торговой сети. Сейчас большинство таких компаний обнулили маркетинговые бюджеты в России, поэтому и наценки продавцов стали больше.

Так что цены на косметику даже российских брендов выросли на 20–30 % (а то и больше) далеко не по прихоти жадного продавца. Но и отчаиваться не стоит – уже осенью на российском рынке появится много новых доступных брендов из Азии, Индии и Ирана. Тем временем вполне может нормализоваться и ситуация с поставками, так что и привычные бренды смогут сдержать цены и вернуть промо-предложения. А пока стоит быть внимательнее с контрафактом – неоригинальной косметикой, которую недобросовестные продавцы стремятся продать тем, кто особенно сильно скучает по ушедшим из России западным брендам.