Логотип Peopletalk

Почему супергерои всем наскучили, а авторское кино получает признание? Отвечает киноколумнист PEOPLETALK Артем Ремизов

Главное изображение статьи
Реклама

В последние несколько лет блокбастеры о супергероях, которые стабильно приносили кассу, начали уступать авторскому кино, но до победы «Аноры» на «Оскаре» это было не так очевидно. Говорит ли это о кризисе идей или триумф инди-кино – лишь временная тенденция? А может, просто все фильмы стали одинаково скучными?

На эти вопросы мы попросили ответить киноколумниста PEOPLETALK и автора Telegram-канала «Ремизорро» Артема Ремизова, который каждый месяц подсвечивает самые волнующие события в мировой киноиндустрии, а также делится новинками кино, которые ты точно сохранишь в «Обязательно к просмотру».

Артем Ремизов, киноколумнист PEOPLETALK


В начале февраля в прокат вышла новая часть фильма «Капитан Америка». На место Криса Эванса пришел Энтони Маки, и вместо вменяемых для франшизы сборов получили полный кассовый провал. При бюджете в 180 миллионов долларов фильм смог собрать лишь 371 миллион – то есть ни о какой окупаемости проекта речи не идет. В чем причина – в зрительской усталости от блокбастеров или в боссах Marvel, которые сами перестали верить в свой продукт? Попробуем разобраться.

В этом году режиссер «Аноры» Шон Бэйкер стал главным лауреатом премии «Оскар», забрав четыре статуэтки: за монтаж, оригинальный сценарий, режиссуру и лучший фильм. В своей речи постановщик очень много говорил о независимом кино. Том самом, на которое никогда нет денег, которому дают скромные росписи в кинотеатрах, а порой и вовсе динамят, аргументируя это тем, что «такие фильмы» не собирают деньги и сделаны для всяких там наград.

Но кто сказал, что множество наград у фильма – это не валюта в мире кино? Кто бы что ни говорил, но если фильм идет по наградному сезону уверенно, то потенциально актеры, сценаристы и режиссеры этой картины попадают в поле зрения больших продюсеров и получают дополнительные возможности. Правда, это не всегда помогает, и в итоге могут получиться «Вечные» Хлои Чжао – кошмарный фильм, снятый талантливым режиссером, которой ограничения киностудии попросту не дали раскрыть свой потенциал. Но на примере той же «Аноры» можно сказать, что церемония «Оскар» помогла фильму, и он вернулся в топ-10 в американском прокате. Да, справедливости ради, сейчас в прокате за океаном тишь да гладь и конкуренции немного, но все же.

И было бы круто сказать, что блокбастеры уходят на второй план, уступая авторскому взгляду на мир. Но наличие «Дюны» и сиквела «Головоломки» создают противоречие. Просто сам жанр блокбастера меняется, пытается стань умнее, из-за чего теряет в развлекательности, и в итоге мы смотрим на плохого «Крейвена Охотника», где все намешано и ничего «не докручено до конца». Но есть и хорошие примеры – тот же прошлогодний «Барбенгеймер», когда оба фильма дорогущие, студийные, с плеядой звезд, но при этом не такие безмозглые, как какой-нибудь «Веном».

Блокбастеры сейчас будто бы приходят к тому, к чему пришел жанр хоррора несколько лет назад, когда базовый ужастик сменился умным кино, которое с помощью жанра прорабатывает травмы и пугает не скримерами, а реализмом. Теперь блокбастеры хотят быть поэтичными, вспоминать реальные события прошлого, рассуждать о судьбе человека. Кристофер Нолан и Дени Вильнев не просто тратят баснословные бюджеты на истории о вторжении инопланетян, они создают целые миры.

Авторский контент в прошлом году проник не только в полнометражное кино, но и в анимацию. Среди самых кассовых картин 2024 года в десятке лучших оказались сразу четыре мультфильма, а лидером прошлого года по сборам стала вторая «Головоломка», собравшая в мировом прокате почти 1,7 миллиарда долларов. Мультфильм обновил множество рекордов среди анимационных проектов и был номинирован на много приличных кинопремий. Но это не помогло мультфильму студии Pixar попасть в наградные топы, и на «Оскаре» приз за «Лучший анимационный проект» получил латвийский мультик «Поток» Гинтса Зилбалодиса, который рассказывает о спасении милого котика и других зверушек от наводнения.

«Поток» был создан с помощью Blender – программного обеспечения, которое находится в открытом доступе и доступно каждому жителю планеты, у которого есть ноутбук и выход в Интернет. Бюджет, если верить открытым источникам, составил 3,5 миллиона евро (211 962 800 рублей), что, как вы понимаете, не очень много. «Поток» сумел покорить зрителей своей искренностью, заставил переживать за нарисованных животных и, главное, задуматься о своей жизни. И все это сделали энтузиасты, у которых не было за спиной больших студий, боссов с набитыми деньгами карманами. Еще одна победа авторского и независимого кино.

Но что такое победа «Аноры» на «Оскаре»? Глобально это показатель того, что неважно, как вы снимаете кино: на суперкамеры или на смартфон, как Шон Бэйкер. Неважно количество звезд в кадре, неважна дороговизна декораций к фильму – построили их или арендовали. Каждый режиссер может пробиться, если действительно любит то, что делает. Но, как говорится, одной любви недостаточно, поэтому победа «Аноры» – это в том числе сигнал продюсерам и студийным боссам обращать внимание на нишевое кино, поддерживать его создателей, рисковать деньгами ради идеи и ради зрителя, а не спонсировать деятелей, которые посылают на три буквы студентов.

Реклама