Уже завтра, 19 марта, выйдет пятая серия нашумевшего сериала «Сегун» о борьбе самурайских кланов за власть в феодальной Японии начала XVII века. Телешоу получило оценку 8.5 на «Кинопоиске», 9.3 на IMDB и продолжает стремительно набирать популярность в мировых рейтингах. Первые два премьерных эпизода посмотрели более 9 миллионов человек — это новый рекорд для сервиса Hulu. Рассказываем, чем «Сегун» покорил зрителей по всему миру и почему его называют японской «Игрой престолов».
Атмосфера великих географических открытий
Начнем с того, что, как и детище Джорджа Мартина, эта история основана на бестселлере. Телеканал FX и шоураннеры Рейчел Кондо и Джастин Маркс перенесли на экран исторический роман «Сегун» Джеймса Клавелла. К слову, это не единственная экранизация. Еще в 1980-е впервые по книге сняли одноименный сериал, который, кстати, тоже удостоился похвалы критиков. Правда, его существенным недостатком было то, что сюжет показан в основном от лица героя-европейца, а не самих японцев.
Поначалу мы также видим мир глазами английского штурмана Джона Блэкторна (его играет Космо Джарвис), который попадает в составе голландского корабля «Эразм» на японский остров Кюсю. Его цель – наладить торговые отношения и разбогатеть, но вместо этого его ожидают оковы. Не только местные правители Страны восходящего Солнца, но и вечные конкуренты – португальцы показывают, что присутствие иностранца нежелательно. От смерти Джона Блэкторна спасает покровительство дальновидного дайме Торанаги, который намерен использовать знания европейца в борьбе за власть.
Сложно сказать, на что смотреть увлекательнее – на борьбу кланов, использующих людей как пешки на шахматной доске, или на конкуренцию европейцев за торговую зону влияния. Любители историй о пиратах и мореплавателях эпохи великих географических открытий откроют для себя много интересного. Например, религиозные противоречия колонизаторов – португальцев-иезуитов, плетущих интриги против англичан-протестантов. И, конечно, любопытно, как эти разногласия они используют, стравливая между собой местную элиту. Порой становится неясно, кто кем манипулирует.
Искусство дворцовых интриг
Пожалуй, главное отличие от «Игры престолов» в том, что у героев «Сегуна» есть реальные исторические прототипы. Да, в эпическом фэнтези по саге Джорджа Мартина тоже есть отсылки к истории, в частности войне Алой и Белой розы, но в «Сегуне» персонажи – это живые люди в реальных обстоятельствах без магии и драконов. Но что действительно сближает эти два мира – так это размышления о природе власти, дворцовые интриги и захватывающие сцены баталий, которые не щадят зрителей своей жестокостью. Эта аутентичность служит мощным катализатором сюжета, заставляющим переживать за судьбы персонажей. Кстати, шоураннеры Рейчел Кондо и Джастин Маркс сразу заявили в интервью The Hollywood Reporter, что не намерены снимать второй сезон, а предпочли остановиться исключительно на экранизации книги.
Надо сказать, что действие в книге и сериале происходит в период Сэнгоку, или «Эпоху воюющих провинций», когда со второй половины XV до начала XVII века страной правят наиболее влиятельные дайме (элита среди самураев), а власть сегуна (военного правителя и диктатора) становится формальной. А тем временем в европейские страны отправляют морские корабли с дальние края с целью торговли и колонизации новых земель. В одной из таких экспедиций через Магелланов пролив на голландском судне «Лифде» английский мореплаватель Уильям Адамс прибывает к берегам охваченной междоусобными войнами Японии в 1600 году. По клевете иезуитов-португальцев его тотчас бросают в тюрьму в Осаке, но вскоре освобождают и отдают в распоряжение Токугаве Иэясу. Из пленника он становится его правой рукой, сооружая корабли европейского типа. В Англию мужчина так и не вернется: последующие 20 лет он проведет со второй семьей. За заслуги перед новой родине британец удостоится памятника в Токио. Биография Уильяма Адамса напоминает биографию Марко Поло, также открывшего для европейцев волшебный и загадочный Восток.
Самурайский дух
Новый мини-сериал «Сегун» максимально точно показывает столкновение двух миров – европейской цивилизации и японского феодализма. Военно-историческая драма с первых кадров цепляет мощными клиффхенгерами. Команда парусника «Эразма» после шторма прибывает к берегам в неполном составе: капитан мертв, половина скончалась от голода, цинги и прочих болезней. Немногим, кому посчастливилось выжить, грозит верная смерть, причем в самых жестоких вариантах: одним японцы отрубают головы, других варят заживо в кипятке, а третьих распинают на крестах. Но, как мы знаем, сами европейцы также не отличались гуманностью к варварам. Священники-иезуиты сразу называют британцев пиратами, отправляя их на верную смерть.
Вряд ли зритель останется равнодушным к местному колориту. Даже карательные меры сопровождаются поэзией: японские палачи готовы посвятить комплиментарные строки иноземцам, достойно погибшим во время пытки. В таких условиях Блэкторну предстоит проделать невероятный путь от гайдзина (чужака – Прим. ред.), который для японцев хуже собаки, до хатамото, то есть первого белого самурая. Однако с новым титулом приходят новые проблемы. Теперь британцу предстоит включиться в гражданскую войну за объединение страны под властью сильного наследника. Две противоборствующие стороны – выступающий за прогресс Торанаги и коварный ретроград Исидо (Такэхиро Хира). Из неискушенного в политических интригах юнца Блэкторн становится настоящим почитателей бусидо и «мастером игры в го», просчитывающим наперед ходы соперников.
Красота японских женщин
В военной драме «Сегун» нет слепого очарования японской культурой. Красота и изящные манеры девушек скрывают кинжалы в веерах и заточенные заколки. И все-таки романтическая линия есть и здесь. Джон Блэкторн становится своим среди чужих. Ведь именно здесь ему суждено провести остаток дней с любимой женщиной.