Погоня за статуэткой: какие российские и советские режиссеры были номинированы на «Оскар»?
24 января Американская киноакадемия объявила номинантов на «Оскар — 2023», и в этом году в списке претендентов только один российско-британский проект, снятый в Якутии — короткометражный фильм «Выход» Максима и Евгении Арбугаевых. По этому случаю решили вспомнить всех отечественных и российских режиссеров, которые были номинированы на «Оскар».
Иван Пырьев («Братья Карамазовы»)
Трехсерийную ленту Пырьев снял незадолго до своей смерти. «Братья Карамазовы» вошли в оскаровскую гонку вслед за «Войной и миром» Сергея Бондарчука, получившим статуэтку в 1968-м, но остались только с номинацией. А в 1970-м «Оскар» ушел политическому детективу из Алжира «Дзета».
Игорь Таланкин («Чайковский»)
Биографическая киноповесть рассказывает о жизни знаменитого композитора через переписки Чайковского с русской меценаткой Надеждой фон Мекк. Но, к сожалению, фильм не получил статуэтку, ее присудили драме «Сад Финци-Контини» итальянца Витторио де Сики.
Станислав Ростоцкий («А зори здесь тихие…» и «Белый Бим Черное ухо»)
Военная драма, созданная по одноименной повести Бориса Васильева, получила номинацию на премию, но отдали «Оскар» фильму Луиса Бунюэля «Скромное обаяние буржуазии». Второй фильм Ростоцкого — «Белый Бим Черное ухо» — история про белого сеттера с черным ухом, снятая по одноименной повести Гавриила Троепольского, также осталась в числе номинантов, уступив победу французской мелодраме «Приготовьте ваши носовые платки» Бертрана Блие в 1979 году.
Юлий Райзман («Частная жизнь»)
Психологическая драма стала одной из самых известных работ Райзмана. На Венецианском кинофестивале фильм получил спецприз — «За артистическое и профессиональное сотрудничество», но «Оскар» фильму так и не достался, отдав победу испанской драме «Начать сначала» Хосе Луиса Гарси. Но после проигрыша Райзману вручили Государственную премию СССР.
Петр Тодоровский («Военно-полевой роман»)
Мелодрама «Военно-полевой роман» с Натальей Андрейченко, Инной Чуриковой и Николаем Бурляевым была в основном конкурсе Берлинского кинофестиваля, где Чуриковой вручили «Серебряного медведя» за лучшую женскую роль. Лауреатом «Оскара» в 1985 году фильм не стал, уступив шахматной драме из Франции «Диагональ слона».