#Кино

Повержен, но не сломлен: 7 фильмов, которые провалились в прокате, но позже стали культовыми

Сегодня не знать хотя бы один фильм из этой подборки как минимум неприлично, но в свое время подобной зрительской любовью они не пользовались. Рассказываем о культовых фильмах, когда-то провалившихся в прокате.


«Вилли Вонка и шоколадная фабрика» (1971)

В год, когда мир замер в ожидании «Вонки» с Тимоти Шаламе, странно видеть в этом списке его, по сути, прародителя, согласись? Тем не менее, в 1971-м зрители посчитали главного героя жутким и эксцентричным, что шло вразрез с его семейной направленностью – так фильм и заработал всего 500 тысяч при бюджете в 3 миллиона долларов. Только через 20 лет, после премьеры переиздания, а затем и знакомого всем ремейка с Джонни Деппом, «Вонку» признали и полюбили по всему миру. 


«Бегущий по лезвию» (1982)

Сейчас трудно представить, что в 1982-м «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта с Харрисоном Фордом – самым известным актером в Голливуде 1980-х – прошел абсолютно мимо зрителей. Увы, но все так: тогда сложный киберпанковский нуар еле окупил бюджет в 28 миллионов долларов (после успеха «Чужого» Ридли Скотту были открыты двери, кажется, любой студии), а вот статус культового получил лишь спустя несколько лет благодаря переизданиям на DVD. Знали бы авторы картины, какие деньги – на минуточку, больше 259 миллионов долларов – позже соберет продолжение «Бегущего по лезвию» от Дени Вильнева.   


«Побег из Шоушенка» (1994)

Вот уже много лет драма Фрэнка Дарабонта остается лучшим фильмом всех времен по версии IMDb, но в год премьеры – 1994-й – лента подобного восторга у зрителей явно не вызвала, хоть во многом и потому, что выходила одновременно с «Форрестом Гампом» и «Криминальным чтивом». Тогда картина получила теплый прием у критиков, но в прокате провалилась, заработав при бюджете в 25 миллионов всего 16 миллионов долларов во время первоначального показа. Ситуацию, правда, все же удалось поправить: после семи номинаций на «Оскар» «Побег из Шоушенка» отправился в повторный прокат и увеличил кассу до 73,3 миллионов долларов. А позже и вовсе навсегда вошел в историю кино. 


«Большой Лебовски» (1998)

Сегодня Джоэла и Итана Коэнов не знает только ленивый, но на момент премьеры «Большого Лебовски» ситуация обстояла иначе. Тогда на их счету числился разве что успешный «Фарго», с отбивкой бюджета в прокате справившийся на «отлично», а вот «Большому Лебовски» пришлось соревноваться в кинотеатрах с «Титаником». Неудивительно, что в этой битве режиссеры Джеймсу Кэмерону уступили, найдя свою аудиторию позже и уже не на экранах, а в Сети, где фильм превратили в первую культовую ленту эпохи Интернета. 


«Бойцовский клуб» (1999)

«Первое правило Бойцовского клуба: никому не рассказывать о Бойцовском клубе». На исходе XX века, в 1999-м, студия 20th Century Fox просто не знала, как продавать неоднозначную экранизацию Чака Паланика, и фильм собрал в прокате лишь 37 миллионов долларов при бюджете в 63 миллиона. Кроме того, отзывы и критиков, и зрителей разнились от восторга до ужаса, и даже Брэд Питт на пару с Эдвардом Нортоном в главных ролях не помогали пробиться картине к, как оказалось позже, заслуженным лаврам. В итоге успех «Бойцовскому клубу» обеспечил его режиссер Дэвид Финчер, вложивший средства в релиз ленты на DVD и включивший в формат носителей специальные комментарии, которые помогали понять историю. Только от видеопродаж фильм заработал больше 100 миллионов долларов, а через десять лет в The New York Times его назвали «по всей вероятности, определяющим культовым фильмом нашего времени». 


«Донни Дарко» (2001)

На самом деле, «Донни Дарко» изначально не целился на заоблачную кассу, а его режиссер Ричард Келли и вовсе не планировал выпускать фильм а широкий прокат, но показ на фестивале «Сандэнс» внес коррективы в его планы. Да, картина вышла на большие экраны, но в аккурат после трагедии 11 сентября, когда зритель к такому мрачному и сложному кино был просто не готов. Собрав в американском прокате всего чуть больше 517 тысяч при затратах на картину в 4,5 миллиона долларов, «Донни Дарко» мог навсегда кануть в лету, но, как и «Бойцовский клуб», его спас последующий выпуск на DVD. 


«Малхолланд Драйв» (2001)

Признание критиков «Малхолланд Драйв» получил быстро, а вот отбить 15-миллионный бюджет фильму так и не удалось – в прокате он собрал лишь 7 миллионов. Тем не менее, картина не только стала для режиссера пусть и не финансовым, зато творческим успехом, но и открыла миру талант Наоми Уоттс. Да и картина пусть позже, но все же нашла своего зрителя.