Логотип Peopletalk

«Продавец и покупатель связаны одними рисками»: создатели YuliaWave, Monochrome и других отечественных брендов о росте цен, рухнувшей логистике и неизбежном импортозамещении

Главное изображение статьи
Реклама

Если тебе кажется, что с уходом Zara, H&M, Uniqlo, Massimo Dutti и других компаний на модной отрасли в России можно ставить крест, то у российских брендов есть все основания поспорить. При правильном распределении ресурсов и оперативной реакции на события, марки, еще вчера считавшиеся нишевыми, сегодня могут стать новым мастхэвом отечественных инфлюенсеров, звезд и покупателей. Выдержат ли они испытание временем – вопрос, на который ответа пока нет.

О том, как модные бренды «made in Russia» адаптируются к новым условиям (зачеркнуто) выживают во времена жесточайшего кризиса и готовы ли они стать заменой международным ритейлерам, рассказывают их дизайнеры и основатели. 

YULIAWAVE

Юлия Василевская, основатель бренда

«Спектр изменений, к сожалению, большой: рухнули платежные системы на сайте, отменены рекламы в Google, Facebook и Instagram, поэтому теперь каждый день мы ищем новые пути продвижения. Далее логистика всех отправок за рубеж. Несмотря на то что DHL еще принимает заказы, большинство из них так и остаются на таможне, и непонятно, дойдут ли посылки до своих получателей.

Отправка заказа в никуда, увы, сейчас реальность, поэтому все международные доставки находятся на паузе.

Это для нас очень большой урон, так как порядка 40 % клиентской базы находилось в США. Также один из векторов развития бренда – Европа – в ближайшие пару лет для нас закрыт. Из-за закрытия неба и скачков курса, наши поставщики подняли цены в разы. С учетом того, что контракты на закупку кожи, меха и тканей в валюте, это не могло не повлечь за собой изменений в ценообразовании. 

В данный момент на коллекцию, которая вышла 1 марта, а также на изделия из кожи и меха мы уже сделали перерасчет от 25 до 40%. На carry over (Прим. ред. — хиты коллекций) позиции из прошлых коллекций цены пока остались неизменны.

Самый частый вопрос: почему, если коллекция уже отшита, увеличивается цена? Ответ простой: для того чтобы закупить материал на будущую коллекцию, а также своевременно пополнять текущие. Ведь отпускные цены сырья уже поднялись.

Нам, к сожалению, пришлось отменить ребрендинг, ремонт в магазине и пока поставить на паузу поиск нового помещения. Эти изменения в ближайшее время реализовать невозможно.

Судьбу fashion-индустрии в России предопределить сейчас очень сложно. Непонятно, что будет завтра, а на самом деле прочувствовать результаты всех санкций мы сможем только через четыре-шесть месяцев. Но сказать могу одно: рынок моды стоит перед лицом изменений, открываются очень хорошие перспективы для наращивания внутренней бизнес-политики и развития импортозамещения. Есть бренды, и мы в том числе, которые использовали свои шансы и при высокой конкуренции с люкс-сегментом зарубежных брендов. Поэтому на нас сейчас еще больше ответственности за то, что мы делаем».


AKHMADULLINA и Akhmadullina Dreams

Алена Ахмадуллина, владелица брендов AKHMADULLINA и Akhmadullina Dreams

«У люксовой линии AKHMADULLINA производство в России, поэтому изменения коснулись только тканей и фурнитуры, которые мы закупаем в Европе. В связи с этим придется скорректировать ценовую политику и логистику. Вторая линия Akhmadullina Dreams отшивается на 60 % в Китае, и здесь уже столкнулись со сложностями получения коллекции, которая стала стоить практически в два раза дороже. Однако мы стараемся максимально не допустить повышения цен, хотя бы на те позиции, которые уже поступили в продажу. Также компания находится в активном поиске возможности размещения заказов по Akhmadullina Dreams в России и странах ближнего зарубежья. 

Что касается будущего fashion-индустрии в России, оптимистичные прогнозы преждевременны. У нас не развиты производства тканей, фурнитуры, большинство российских брендов зависят от закупок за рубежом. А это при текущей ситуации вызывает сбой логистики и повышение цен. К тому же ситуация непрерывно меняется, вводятся новые санкции, становятся недоступны каналы продвижения и продаж. Необходимы меры правительственной поддержки и урегулирования этих вопросов».


Monochrome

Алиса Боха, сооснователь бренда

«На текущую операционную деятельность, безусловно, повлияло отключение зарубежных сервисов: например, недоступность Apple Pay и Google Pay для карт Visa и Mastercard, сервисов email-рассылки, запрет на размещение таргетированной и контекстной рекламы Google Ads. В оперативном режиме приходится искать альтернативные сервисы, переносить все процессы туда.

Несмотря на то, что мы российский производитель, базируемся в Зеленограде, мы довольно сильно зависим от курса, поскольку все сырье и материалы жестко привязаны к валюте, главным образом доллару и евро. И абсолютно неважно, где они по факту произведены – в Турции, Европе или, например, в Костроме. Это принцип работы законов экономики в современном мире, а такая отрасль, как fashion, уж точно не может быть «суверенной» по целому ряду причин. Приведу неочевидный пример: большое внимание мы уделяем упаковке.

Казалось бы, Россия на первых строчках по производству бумаги и картона, но на деле это все нужно как-то обрабатывать, резать, склеивать, печатать, ламинировать, придавать товарный вид, закупать краски и обслуживать оборудование – упс, все импортное. Технологии и программное обеспечение – тоже.

Сложности во внешнеэкономической деятельности для нас тоже, как ни странно, возникли, откуда не ждали, – американский институт цвета Pantone, наши партнеры, не смогут получить от нас выплаты по роялти из-за ужесточенных требований по работе с компаниями из «враждебных стран».

Логистические цепочки рухнули. Никогда такого не было, и вот опять. По этой же причине приостановлена доставка заказов за пределы страны из-за остановки работы курьерских служб.

Только оправились после ковида, отладили работу с импортными поставщиками, итальянцами, а сейчас нужно резко перестраивать работу и искать новых, видимо, уже в Китае, от которого мы уходили в сторону более премиальных фабрик. Ок, пойдем обратно.

Сейчас клиентам прежде всего стоит ожидать удорожания всего и вся. Продавец и покупатель связаны одними и теми же рисками. Когда риски наступают, имея глобальные черты, страдает вся отрасль, а значит, и все ее потребители. Главным образом это неизбежно сказывается на росте цены конечного продукта».


«Снежная королева»

Ольга Демидова, PR-директор компании «Снежная Королева»

«Опыт многочисленных кризисов, которые пережила наша страна за последние 20 с лишним лет, учит тому, что компании должны использовать все имеющиеся у них инструменты для обеспечения независимости. Поэтому курс на импортозамещение взят давно. Развитие взаимодействия с российскими производителями и поставщиками – одна из важнейших задач всей команды. За последние пару лет нам удалось добиться значительного увеличения объема товаров российского производства из российских материалов, не уступающих по качеству европейским.

Коллекция весна-лето 2022 пришла вовремя и уже представлена в магазинах, перебоев с поставками удалось избежать. К тому же осенне-зимняя линия в настоящий момент также сформирована и у нас есть пара месяцев для того, чтобы сориентироваться в быстро меняющейся ситуации.

Существенная часть взаиморасчётов с поставщиками у нас зафиксирована в валюте, в связи с этим полностью избежать роста цен, скорее всего, не удастся.

Однако прогнозировать сейчас еще очень сложно. Компания принимает любые доступные меры по оптимизации издержек. Для нас крайне важно, чтобы покупатели могли приобретать товары высокого качества по разумной цене, поэтому мы стараемся сохранять все запланированные маркетинговые активности, запускаем акции и спецпредложения.

Уход сильных западных игроков, пусть даже и временный, даст возможность как крупным российским брендам, так и локальным маркам проявить себя.

Покупатели оказываются в ситуации необходимости корректировки привычных шопинг-маршрутов, что практически невозможно в тихие и стабильные времена. Поэтому мы с оптимизмом смотрим на ситуацию, понимая, что нам есть что предложить покупателям. Все наши розничные магазины и интернет-магазин продолжают работу в привычном режиме, и мы готовы гарантировать, что сможем обеспечить любой спрос.


Garage est.2016

Алина Султанова, основатель бренда

«Garage est.2016 самодостаточен даже в такое непростое время. Наши бутики, цеха, офис, онлайн-сервисы работают в прежнем режиме. Единственное, что нас коснулось, – прекращение работы курьерской службы DHL. Это сильно повлияло на международные отправки. Поэтому сейчас занимаемся открытием филиала в другой стране, так как у нас большой процент зарубежных клиентов, которым важны наши изделия. 

Не планируем никаких изменений, даже самых малейших, которые создали бы дискомфорт нашим клиентам. Огромные складские площади с запасами ткани – наша политика. Мы закупались до повышения цен, поэтому работаем и будем работать в прежнем режиме и с прежними ценами ближайший год.

Пока все повышают цены, Garage est.2016 повышает уровень сервиса и клиентоориентированности. Мы за комфорт наших клиентов и качество изделий.

Сейчас есть отличная возможность заявить о себе. Останутся только самые сильные из российских брендов».


You Wanna

Юлия Елисеева, сооснователь бренда

«У нас независимое производство в России, и мы не попадаем под экономическое давление. В настоящее время планируем расширять и развивать все составляющие бренда: от производства до качества сервиса.

Стараемся удерживать ценовой баланс и остаемся лояльными к клиентам. Однако в связи с ростом стоимости текстиля прогнозируем умеренное увеличение цен на последующие коллекции.

Мы адаптируемся под новую реальность. Продолжаем работать над сервисом и качеством, увеличили число персонала, так как вырос оборот бизнеса. К тому же интерес к локальным брендам и локальной моде растет, и нам точно есть куда развиваться». 


MEOW’ONE

Анастасия Барышева, основатель бренда

«Вся наша продукция производится на аутсорсинге в России, поэтому в плане производства санкции особо не повлияли на данный бизнес-процесс. Наиболее значимые изменения произошли в работе с поставщиками: это и согласование более лояльных условий по оплате и поиск альтернативных вариантов сырья и фурнитуры. Безусловно, ожидается повышение цен на продукцию, но не более чем на 30%. Сейчас, с учетом роста курса доллара, себестоимость продукции увеличилась примерно на 50 % (так как основная масса тканей закупается в Турции и Китае). Конечно, возникают некоторые сложности с поставками сырья и фурнитуры, но мы стараемся адаптироваться и искать альтернативы с учетом текущих реалий.

Покупатели сейчас будут распределяться между российскими брендами, что в перспективе позволит увеличить долю бренда примерно на 15 %. Соответственно, это приведет к росту продаж и выручки пропорционально.

Поэтому у российских брендов есть шанс укрепиться на отечественном рынке. Появится больше доступных брендов сегмента масс-маркет, клиенты станут более лояльны к отечественным производителям. Высока вероятность, что данная ситуация приведет к росту импортозамещения и после возвращения крупных мировых игроков в Россию, так как и их бизнес-модель не сможет остаться прежней».


CHARMSTORE

Фиоза Миндибаева, основатель бренда

«Charmstore российский бренд, и все производство находится на территории России, поэтому санкции на нас хоть и отразились, но частично, в части повышения стоимости сырья.

На данный момент в Charmstore сохранена ценовая политика, и мы не планируем повышать цены на уже готовую продукцию.

Также это касается коллекций, которые уже находятся в процессе производства, поскольку считаем это справедливым по отношению к нашим покупателям. Поэтому мы не планируем глобальных изменений. Однако в будущем ожидается рост цен примерно на 20–30%, что является незначительным на фоне текущей ситуации на рынке.


Dulcis Shop

Ангелина Нежински-Сергеева, Основатель бренда @dulcis_shop, @neznaya_angely

«Я думаю, западные санкции отразятся на нас в течение какого-то времени и мы почувствуем определенные неудобства. Пока они выражаются в том, что невозможно использовать определенные сервисы. Но я верю в силу российских разработчиков и думаю, что в течение месяца это будет исправлено. Некоторые решения, которые придуманы русскими ребятами, не уступают западным, поэтому мы быстро найдем более удобные способы оплаты вместо привычного Apple Pay.

Такая же ситуация с рублем. Фактически стоимость ткани увеличилась в два раза, так как очень часто качественные материалы мы заказывали в валюте. Но в практике это уже было. В 2014 году, имея большие цеха, огромный штат сотрудников и достаточно много клиентов, мы встретили утро, когда доллар вырос вдвое и произошло обвал рубля – в экономике это называется «черный вторник».

Очень сильно отразились на Dulcis Shop проблемы с логистикой — нет возможности доставлять заказы зарубеж. Это большой урон, так как у нас достаточно много покупательниц из США и Европы. Историю бренда также коснулись изменения. С самого начала я посвящала свои коллекции разным городам мира. Мы делали профессиональные кампейны в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Париже, Милане, Иордании и Марокко. Однако в ближайшее время придется, наверное, обойтись без съемок.

Ценовую политику пока не меняли, потому что у нас московское производство. Это очень комфортно.

Я считаю, что мы не имеем права поднимать цены, не увеличив ценность товара. Поэтому в ближайшее время я сконцентрирована на том, как это сделать.

На мой взгляд, если ты поднимаешь цену, ты должен подумать: «Окей, а что я предложу покупателю взамен? Чем я стану лучше?» Например, во время пандемии мы открыли благотворительный фонд, который помогает пенсионерам и людям, потерявшим работу, перечисляя им по 10 % от продаж. Сейчас происходит то же самое. Какой бы сложной ни была ситуация, мы стараемся 10 % дохода отправлять на нужды тому, кому сейчас еще тяжелее

Разумеется, в долгосрочной перспективе потребуется небольшое увеличение цен. Однако я надеюсь, что за счет грамотной оптимизации нам все-таки удастся сохранить основную ценовую политику». 


I Am Studio

Олег Воронин, владелец бренда

«Пришлось оптимизировать возможности по доставке уже размещенных заказов тканей и фурнитуры на зарубежных фабриках, изменить работу по продвижению, так как некоторые каналы – Google Ads, Facebook, Instagram – больше не доступны. Но в целом глобальных изменений нет.

Рост цен той части коллекции, которая уже поступила в продажу, не коснется, однако на новые поступления, а также на будущую коллекцию, ткани для которой мы получили сейчас по новому курсу, мы будем вынуждены поднять цены на 10–20 %. Очень надеемся, что выше не придется. 

Наши производства находятся в России и Беларуси, поэтому здесь изменений не планируется.

Единственное, над чем мы сейчас активно работаем, это оптимизация объемов закупаемых в Европе тканей и фурнитуры. Планируем в течение ближайшего года снизить его до 20 %, то есть закупать 80 % материалов для коллекции в России.

Я считаю, что, несмотря на все минусы текущей ситуации, для российской fashion-индустрии открываются большие возможности, главное – вовремя их увидеть. Возможно, все происходящее даст толчок для развития в нашей стране собственного производства и продукта». 

Реклама
Рекомендуем