За последние несколько месяцев российский рынок глянцевой журналистики трансформировался буквально до неузнаваемости: свою деятельность приостановили международные издательские дома (только недавно прощальные посты сотрудников Condé Nast, выпускавшего Vogue, GQ, Glamour, Tatler, AD, заполонили социальные сети), а те, которые остались, оказались вынужденными приспосабливаться к новым условиям. Так случилось, например, с медиахолдингом Independent Media (Esquire, Cosmopolitan, Harper’s Bazaar, Good Housekeeping («Домашний очаг») и Men’s Health), у которого американский конгломерат Hearst отозвал лицензии. Это случилось практически два месяца назад, 10 марта, но что этот отзыв означал на практике, было до конца не ясно, и пока главный редактор российского Esquire Сергей Минаев прощался с читателями от лица бренда, управляющий акционер холдинга Марина Жигалова, например, в официальном заявлении по ситуации говорила: «Independent Media продолжает работать в текущем операционном режиме, цифровые площадки активны, выходят апрельские номера, готовятся майские и июньские».
Тем не менее попрощаться с привычным названием Cosmo все же придется – очень скоро он будет функционировать под новым именем. Какие еще изменения ждут это и другие бренды IM, обсудили с генеральным директором холдинга Натальей Весниной.
Independent Media владеет несколькими крупными медиабрендами. Какие из них остаются на рынке и в каком виде?
Портфолио IM с учетом прошлогоднего запуска Мen’s Health – это 10 мультимедийных брендов, основную часть которых мы до недавнего времени реализовывали по лицензии Hearst. В ближайших планах это количество сохранить. Мы понимаем, что в любой момент могут вмешаться самого разного рода обстоятельства, но приложим все усилия, чтобы все оставалось так, как есть.
Проекты, которые выходили под брендами Hearst, будут работать под новыми именами, в остальном же это будут новые версии привычных продуктов с расширенной концепцией, ставшей возможной из-за снятия лицензионных ограничений.
Выводить локальные версии мы будем поэтапно, и очень скоро вы уже узнаете новые имена части из них. Grazia и Robb Report продолжат работать в привычном формате.
В нашем случае лицензия – это бренды, а также возможность использования лучших кейсов головной компании. Соответственно, в первую (и в основную) очередь отзыв лицензии в нашем случае означает обязательную смену названия брендов Hearst, что мы постепенно и реализовываем. Безусловно, этот процесс нельзя назвать комфортным, потому что именно наши локальные команды наполняли эти бренды смыслом, вкладывали в них душу, активно развивали на всех площадках и сделали их всеобщими любимцами россиян.
Мы признательны Hearst за сотрудничество, но сейчас у нас отличный шанс идти вперед самостоятельно.
То, что останется неизменным, – основной состав команды, включая главных редакторов, и наша технологическая платформа.
Сегодня «смерть принта» звучит уже не как прогноз, а как свершившийся факт. Повлияет ли это на работу и выпуск журналов IM?
Мы уже довольно давно не только про принт, наш холдинг занимает лидирующие позиции по охвату аудитории в digital – более 90 % пользователей наших ресурсов генерируются нашими цифровыми площадками, а наши редакции работают на весь бренд, а не на одну его часть, коей являются журналы. При этом они нам, конечно, тоже очень дороги. Но давайте здраво посмотрим на ситуацию.
Уже сейчас есть выраженный дефицит мелованной бумаги и компонентов для печати, и если ничего не будет меняться, то печатать физически будет не на чем.
Тем не менее при прочих равных вопрос продолжения принта в том или ином виде для нас остается открытым. Мы видим интерес к бумажным версиям как со стороны рекламодателей, так и со стороны читателей.
Чего, как вам кажется, не хватает именно российской глянцевой журналистике?
Если в целом, то «зубов» и эксклюзивов. Если говорить о нас, то сейчас, когда все ограничения сняты, думаю, мы еще больше трансформируем нашу коммуникацию с пользователем, придадим ей новое звучание, что, на мой взгляд, очень важно во времена всеобщего репоста, фейка и нехватки здоровой остроты тем.
Как на работу проектов IM повлиял уход крупных рекламных брендов из России и какие прогнозы с финансовой точки зрения вы могли бы дать? Как и на что сейчас живут редакции?
Уход рекламодателей – общая проблема индустрии. Безусловно, уход западных брендов не прошел для нас незамеченным и стал одной из причин, по которой мы взяли тайм-аут с выходом некоторых печатных номеров до осени. Однако наши цифровые площадки гарантируют нам устойчивость и генерируют достаточный для деятельности компании доход.
Как, по-вашему, после всех текущих событий изменятся и адаптируются к новой реальности глянцевый рынок и оставшиеся издания?
Тут вариантов не очень много: или уходить, или локализовать продукты. И среди тех, кто хочет остаться, проще будет тем, кто, как и мы, давно перестроил бизнес и сделал акцент на развитие в диджитал. Для себя мы выбрали второй вариант и очень в него верим.