Процесс важнее результата: 9 эпатажных работ Марины Абрамович
«Бабушка перформанса» – именно так много лет назад окрестили легендарную сербскую художницу Марину Абрамович. Ее имя знают даже те, кто максимально далек от искусства, а ее работы часто появляются в inspo-аккаунтах в Instagram.
Марина Абрамович начала свой творческий путь еще в 1970-х в родном Белграде и сделала из своей жизни непрекращающийся перформанс, в основе которого всегда лежало переживание художника и зрителя, создающее энергетический диалог. Несмотря на критику и непонимание ее творчества со стороны общественности, именно благодаря ей перформанс стал полноценным видом искусства.
Сегодня, 30 ноября, «бабушке перформанса» исполняется 75 лет. По случаю юбилея Марины Абрамович решили собрать главные работы художницы, которые навсегда вошли в историю искусства.
«Ритм 0» (1974)
В 1974 году состоялся один из первых перформансов в карьере Марины Абрамович. В помещении стоял стол, на нем лежало 72 предмета, с помощью которых зрители могли взаимодействовать с ней. Художница представила свое тело в качество пустого холста и на протяжении всего перформанса оставалась неподвижной. Один из участников порезал ей шею лезвием, а другой взял пистолет и приложил его к виску. Много лет спустя Марина Абрамович рассказала, что, когда вернулась в отель и посмотрелась в зеркало, увидела прядь седых волос.
«Смерть себя» (1978)
В 1976 году Марина познакомилась с немецким художником Улаем, который на долгие годы стал ее партером. Именно в их творческом тандеме родилось множество перформансов, которые послужили отражением отношений двух художников. Одним из первых был проект «Смерть себя», для которого Марина и Улай соединили свои рты специальным устройством и дышали воздухом друг друга. Через 17 минут оба упали в обморок от нехватки кислорода.
Imponderabilia (1977)
Через год после знакомства художников в музее Болоньи состоялся один из самых скандальных перформансов пары. Обнаженные Улай и Марина Абрамович стояли у входа на выставку, создавая некую рамку, через которую должен был пройти посетитель (проход был настолько узким, что это можно было сделать только боком). Суть заключалась в том, что каждый из проходящих выбирал, к кому повернуться лицом. Проект должен был длиться три часа, но уже через 90 минут в музей приехала полиция.
«Отношения во времени» (1977)
В рамках этого перформанса Марина и Улай сидели неподвижно со связанными волосами. Это продолжалось по 16 часов каждый день, пока не закончилась выставка. Главная сложность заключалась в том, что от выдержки одного, зависело положение другого.
«Энергия покоя» (1980)
Практически все перформансы Марины Абрамович и Улая были своего рода испытанием доверия в их отношениях. А работа «Энергия покоя» и вовсе признана одной из самых опасных в истории этого искусства. Во время акции художники стояли друг напротив друга, держа с разных сторон лук со стрелой, слегка отклонившись назад. Одно неверное движение – и стрела попала бы Марине прямо в сердце. Эксперимент длился на протяжении четырех минут. Позже Абрамович рассказывала, что он был самым сложным в ее карьере, потому что ее жизнь находилась в чужих руках.
«Влюбленные» (1988)
В 1980 году Марина Абрамович и Улай решили пожениться на середине Великой Китайской стены. Как подобает союзу художников, они хотели сделать из этого события очередной перформанс. По задумке Улай должен был начать свой путь с пустыни, а Марина – со стороны моря, чтобы встретиться посередине. От властей Китая они ждали разрешения целых восемь лет. К тому моменту их отношения себя исчерпали, но перформанс все равно состоялся. В 1988 году, пройдя огромное расстояние, он встретились, чтобы обняться и разойтись на долгие годы.
«Балканское барокко» (1997)
Эта работа Абрамович была посвящена памяти погибшим в Югославии. Антивоенный перформанс художница представила на Венецианской биеннале, получив за него «Золотого льва». На протяжении нескольких часов она отмывала от крови кости, при этом напевая народные песни. «Вы не сможете смыть со своих рук кровь, как нельзя смыть позор войны. Но все же очень важно преодолеть это чувство», – говорила потом она.
«Дом с видом на океан» (2002)
В 2002 году, после долгой паузы, Марина Абрамович презентовала новую работу «Дом с видом на океан». На протяжении 12 дней она жила в некоем пространстве, отдаленно напоминающем квартиру. Все это время она ничего не ела и не разговаривала с посетителями, она просто демонстрировала свою рутину. Кстати, спуститься вниз было невозможно, потому что лестница была сделана из ножей.
«В присутствии художника» (2010)
Этот перформанс Марины Абрамович длился 736 часов. Его суть заключалась в том, что художница сидела за столом, а любой желающий мог сесть напротив и посмотреть ей в глаза. Всего в проекте приняли участие более 1500 человек, и одним из них был ее бывший партнер Улай. Они не виделись с того момента, как расстались на середине Великой Китайской стены. При виде Улая Абрамович не смогла сдержать слез.