Логотип Peopletalk

Ресейл, апсайклинг, винтаж: кто зарабатывает на перепродаже брендовых вещей и почему это очень модно

Главное изображение статьи
Реклама

Мы оказались в новой реальности: бренды один за другим покидают просторы нашей Родины, а курс валюты неумолимо ползет вверх, практически не оставляя шансов на покупку брендовой одежды западных марок, ведь вместе с курсом взлетели и цены в рублях.

И если еще лет 10 назад купить предмет гардероба со статусом Б/У было сродни социальному самоубийству и внушало модницам ужас, то сейчас времена резко изменились.

Вообще-то они изменились еще несколько лет назад. Когда стало можным принимать и сдавать одежду на переработку и использовать в новых коллекциях вторичные материалы. А сейчас и подавно. Так что пальму первенства принимают resale-компании.


Что такое ресейл?

Кадр из фильма «Дьявол носит Prada»

В переводе на русский resale означает «перепродажа». В основном в этой категории популярностью пользуются именно одежда, обувь и аксессуары класса люкс. Что, конечно, совсем не удивительно, учитывая стремительно растущие цены на рынке предметов роскоши. К примеру, весной этого года эксперты объявили о подорожании сырья (в частности, хлопка) на 30–35 %. Чтобы получить нужное количество материала для пошива одной футболки, нужно 2700 литров воды – столько в среднем человек выпивает за 900 дней. Такие процессы неизбежно ведут к индексации цен. Опять!

За последние годы доверие к сегменту перепродажи люкса действительно выросло. И главный двигатель процесса – нежелание переплачивать. 

Данные предоставлены компанией Oskelly

Причем сегодня даже не надо тратить время на создание сайта, многие процессы отлично работают прямо на площадках наших любимых соцсетей. Вот что нам рассказали создатели одного из крупнейших в России ресейлеров Hunters (@___hunters___), продающие брендовые вещи через Instagram.

«Мы одними из первых 10 лет назад поняли, что ниша онлайн-продаж не занята. Нащупали ее благодаря потребности разгружать свой собственный гардероб и шкафы знакомых. Если до нас и были комиссионки, работающие с люкс-сегментом, то это были больше стационарные магазины, которые работали офлайн. У нас все полностью онлайн. В последнее время прирост клиентов колоссальный. Сейчас уже 165 тысяч подписчиков, и цифра постоянно растет. Раньше качели были на стороне желающих продать, но за последние два-три года процент покупателей увеличился на 40 %».


Как ресейл борется с российским пренебрежительным отношением к секонд-хенду?

Кадр из фильма «Круэлла»

Возможно, это наследие советского прошлого, но в России отношение к покупке из рук в руки все еще довольно скептическое. «Ты что, новое себе позволить не можешь?» – это самый распространенный вопрос, который слышишь, когда речь заходит о покупках в секонд-хенде. Компаниям приходится прибегать ко всевозможным маркетинговым уловкам – от смены названия до коллабораций с инфлюенсерами, чтобы доказать массовой аудитории, что ресейл может быть модным. 

Создатели одного из самых популярных в России сервисов по покупке и перепродаже брендовых вещей Oskelly привлекают звезд и инфлюенсеров: 

«За последние несколько лет российская аудитория уже так или иначе адаптировалась к тому, что носить б/у – это не стыдно, а продавать предметы гардероба – выгодно. Вслед за Филиппом Киркоровым, Юлианной Карауловой и Александром Розенбаумом о сотрудничестве с Oskelly объявила Ани Лорак. Мы встали на путь изменения культуры потребления российского шоу-бизнеса и телевизионной аудитории, среднесуточная цифра которой в крупных городах составляет примерно 1,3 миллиона человек на канал. Мы масштабно взялись за популяризацию ресейл-культуры в России в надежде значительно снизить нагрузку на окружающую среду, сделав высокую моду доступнее в противовес быстрой».

Что уж говорить, российские звезды действительно дошли до разумного потребления: Лена Перминова открыла собственную Instagram-площадку по продаже вещей, Мирослава Дума запустила производство трикотажных костюмов из экологичных материалов, звезды шоу-бизнеса покупают винтаж и демонстрируют находки в соцсетях. 

Hunters же пришлось сменить название компании:

«В первый год нашей работы компания называлась «Купи-продай». Тогда клиенты стеснялись подписываться на нас, более того, они делали у нас покупки под фейковыми аккаунтами. Мы переименовались в Hunters («охотники»). Но и после этого первые пару лет мы часто сталкивались с людьми, которые считали ресейл чем-то постыдным. К счастью, это уже прошлый век: философия разумного потребления – давать вещи возможность проживать несколько жизней, особенно если это дорогая классика, как сумки Chanel, Hermès. Поэтому стараемся отбирать вещи, которые выглядят как новые, либо если и есть нюансы, то это должна быть классика, которая из года в год интересна для клиентов, – Chanel, Dior, Hermès, Gucci, Prada. Эти бренды занимают половину рынка. Другую половину – бренды, которые выстрелили в последних сезонах: Fendi, Jacquemus, Off-White.

В аккаунте мы выкладываем реальные фотографии вещей с описанием нюансов (если они есть). Раньше бывало, что человек интересовался вещью, но когда узнавал, что она не новая, отказывался от покупки. Но времена постепенно меняются, и таких историй становится все меньше. Сейчас на вещь, которая была в носке 1-2 раза и находится в состоянии «как новая» обращают внимание гораздо активнее».


Как работает ресейл?

Ресейл-сервисы строятся по простейшей схеме, которой раньше пользовались все секонды: один хочет продать свою вещь, а другой хочет купить ее с огромной скидкой. Абсолютно любой владелец элитной вещи в надлежащем качестве может обратиться к ресейлеру с просьбой ее продать. Но у каждой компании свои правила. 

Hunters: 

«Есть перечень условий: оригинальность, ответственность, правила по фото, видео и замерам товара. В 90 % случаев мы работаем в режиме онлайн. Но есть и шоу-рум для индивидуальных встреч, к примеру, если вещь очень дорогая. Однажды мы так продавали сумку Hermès Birkin из крокодила за 40 000 €. Комиссия у нас минимальная, на каждый товар до 5 %, мы работаем на количество. Но что касается дорогих товаров, конечно, комиссия будет ниже. Чем дорож вещь, тем ниже процент. К примеру с указанной выше сумки мы получили 1000 евро. Нам важно, чтобы через нашу площадку как можно больше продавцов реализовали свой товар и как можно больше покупателей нашли то, что хотели». 

У Oskelly условия немного другие комиссия сервиса составляет от 15 до 25 % в зависимости от стоимости товара и автоматически прибавляется к цене, указанной частными коллекционерами и бутиками платформы.

25 % на товары до 16 000 р.

20 % на товары от 16 000 р. до 60 000 р.

15% — на товары стоимостью более 60 000 р.

«В комиссию Oskelly также включены расходы по доставке (автоматизированная логистика – всего 350 р, учитывая, что товар проделывает целый путь до получения), продвижение товара по всем маркетинговым каналам. К тому же, все товары доставляются в фирменной экологичной упаковке, которую можно переиспользовать».

Продавцы на платформе делятся на две категории: частные продавцы и профессиональные продавцы (бутики), которые публикуют исключительно новые товары с биркой (как новые коллекции, так и остатки прошлых сезонов со скидками до 90 %). 

Искусственный интеллект и гарантия в 200 %: как ресейлеры проверяют подлинность люксовых товаров 

Кадр из фильма «Коко до Шанель»

Надо отметить, что продавать и покупать подержанные вещи на подобных сервисах довольно безопасно. Их кормит репутация, а потому к вопросу подлинности своих товаров они относятся крайне щепетильно. Зачастую проверка аутентичности занимает львиную долю времени и сил. 

Hunters:

«Объяснять, как мы проверяем вещи на подлинность, – это все равно что зубной врач начнет объяснять, как лечить зубы. Это опыт, образование и профессионализм. Мы всегда доказываем, что товар – оригинал, для этого есть специальные инструменты. При спорных вопросах мы обращаемся к иностранным площадкам с мировым именем, которые работают в режиме онлайн, по фото и видео дают свои заключения и за это берут оплату. Также сейчас есть определенные аппараты, которые проверяют сумки некоторых брендов на аутентик. Иногда люди хотят перепроверить и обращаются за независимым экспертным мнением, благо сейчас есть компании, которые этим занимаются. Мы только за, ведь у клиентов должно быть доверие к площадке». 

А вот обмена и возврата у Hunters нет. Дело в том, что у каждой вещи есть продавец, физическое лицо. И он вправе не давать примерки: «Представьте ситуацию, когда продавец и покупатель находятся в разных городах, мы отправили б/у вещь, человек ее получил, примерил, а может быть, и не только примерил, а выгулял на вечеринку: отследить это невозможно. После нескольких таких «примерок» даже новая вещь потеряет вид. А у продавца только одна сумка, и обменять ее не на что. Мы минимизируем возможность возврата именно такими подробными описаниями. А если уж случилось такое, что что-то не подошло, клиент обращается к нам, и с помощью перепродажи мы решаем проблему».

Кадр из фильма «Простая просьба»

Oskelly пошли еще дальше. Мобильное приложение закрывает сразу все клиентские «боли»: клиент выставляет свой товар, а после успешно пройденной аутентификации и доставки получает деньги сразу на карту. «И продавец, и покупатель могут отслеживать доставку товара к нам в офис для экспертизы и последующую доставку товара покупателю, а также обмениваться дополнительными фотографиями, следить за изменением цен и сделать запрос на торг. Покупатель, в свою очередь, может быть уверен в своевременной доставке и подлинности товара».

Экспертиза Oskelly включает в себя несколько этапов

• Визуальная проверка на подлинность и проверку на соответствие состоянию, указанной в карточке товара

• Экспертиза в офисе на подлинность — аутентификация Oskelly с помощью экспертной группы. При несоответствии покупателю предлагают снизить цену или отменить заказ.

• Предпродажная подготовка и фирменная упаковка Oskelly из экологичных материалов. Только после прохождения всех ступеней покупка доставляется в конечную точку.

Oskelly настолько уверены в подлинности, что дают немыслимую гарантию – 200 % стоимости товара в случае проскальзывания фейка (правда, пока таких ситуаций не было). Помимо команды профессионалов с наметанным глазом Oskelly сотрудничает с американской компанией Entrupy, которая разработала единственную в мире технологию – аппарат, проверяющий товары на подлинность. Гаджет функционирует на базе машинного обучения и искусственного интеллекта. Но даже техника такого уровня иногда может дать сбой: «За последние несколько месяцев было пару случаев, когда наши эксперты утверждали, что перед ними подделка, а Entrupy настаивал, что это оригинал. Мы долго доказывали, что столкнулись с фейком, и в итоге с третьего раза Entrupy все же отозвал сертификат подлинности. Так мы спасли клиента от приобретения подделки».

Данные предоставлены компанией Oskelly

На самом деле количество клиентов, которые открыли для себя мир «вторых шансов», поражает. Это раньше модники задумывались: «Знакомые ведь могут решить, что я испытываю финансовые сложности, раз зарабатываю на своем гардеробе или покупаю на ресейле». Но выработка правильных потребительских привычек благодаря постоянному улучшению сервиса приносит результаты.

Самые популярные марки на Oskelly, кстати, — Louis Vuitton, Gucci, Prada, Acne Studios, Dolce & Gabbana.


Апсайклинг

Кадр из фильма «Круэлла»

Популярным стал не только ресейл. В чат вошел еще и апсайклинг. Это вторичное использование сырья для производства вещей и главный тренд сезона весна-лето – 2021. Marni выпустили коллекцию пальто из кусочков старых вещей в технике лоскутного шитья, Coach переделали сумки из 70-х, а Miu Miu объявили о выпуске коллекции Upcycled: 80 платьев, скроенных из старинных вещей, найденных в винтажных магазинах и на блошиных рынках. То, что такие крупные марки делают шаг навстречу экологичной моде, – огромный скачок для всей индустрии.

Этот вариант экологичности подойдет как раз тем, кто любит складировать в шкафах приталенные блузки и джинсы клеш с низкой посадкой времен школьных дискотек, которые вот уже больше десятка лет ждут своего «звездного часа». Он пришел! Из всех этих отживших свое вещей можно сотворить нечто ультрамодное.

Российская марка Dog Rose (@dog._rose) отбирает вещи в секонд-хендах Москвы и Петербурга, перешивая их в актуальные модели: «Мы делаем одежду из материала, который находим сами, но иногда можем сотворить и из вещей, которые приносят клиенты. Это, конечно, случается намного реже, потому что у нас своя концепция и мы очень строго относимся к подбору ткани. Далеко не из каждой вещи можно сделать что-то классное. Наши вещи удобные и комфортные, поэтому они подходят всем. Конечно, людей больше привлекает дизайн, а только потом идея осознанного потребления».


Что еще? 

Кадр из фильма «Шопоголик»

Старые вещи, которые нельзя отнести к категории люкс, тоже не стоит хранить в шкафах или выбрасывать. Лучше дать им вторую жизнь, например сдать в пункты переработки (такие есть в H&M, And Other Stories – эти бренды даже предоставляют скидку 10–15 % на следующую покупку в своих магазинах), в специальные боксы, откуда вещи отправляются малоимущим семьям (в Москве, например, есть больше десятка таких контейнеров у проектов «Добрый ящик» и «Добрые вещи»).

Бренды тоже не отстают. Если раньше экокожа скорее считалась синонимом дермантина, то сейчас многие, наоборот, отдают предпочтение именно ей (спасибо инфлюенсерам). Известные марки и вовсе начинают вводить в производство «грибную кожу» – материал, выращенный из мицелия грибов, который выглядит как real leather. Его производит стартап из Сан-Франциско Bolt Threads. Между прочим, о сотрудничестве с ним в прошлом году объявили такие гиганты, как Adidas, Lululemon, Kering (Gucci и Saint Laurent) и Stella McCartney. Так что курс на «веганскую кожу» набирает обороты. 

И несмотря на то что для многих даже сортировка мусора пока является чем-то из области фантастики, становится очевидно, что недалек тот день, когда забота о планете встанет на ступень выше, чем погоня за брендами. По крайней мере тенденция на осознанность в массовом сознании четко прослеживается.

Реклама
Рекомендуем