В рамках спецпроекта #этонашекино мы знакомим тебя с главными звездами киноиндустрии (не пропусти наши вечерние прямые эфиры), а на сайте вспоминаем самые крутые интервью со звездами. Сегодня — с режиссером Резо Гигинеишвили о драме «Заложники».
34 года назад шесть молодых людей и одна девушка пытались перенаправить в Турцию самолет, летевший в Батуми, чтобы оттуда бежать на Запад. В результате операции погибло семь человек – два пилота, бортпроводница, двое пассажиров и двое захватчиков. Еще четверых угонщиков (во главе с «идейным вдохновителем» – священником) расстреляли. В живых осталась только Тинатин Петвиашвили.
Все они были из привилегированных семей. «Как и я, – говорит Резо. – Мой отец был успешным врачом, а мама – не только талантливым музыкантом, но и первым режиссером в моей жизни. В доме всегда царил праздник – в подвале располагался небольшой реквизиторский цех, и все гости, которые тогда к нам приходили, наряжались в костюмы, а руководила всем этим моя мама». В один из вечеров пришла мать одного из угонщиков. «Родителям расстрелянных захватчиков врали, что их дети живы, что они отбывают наказание в спецколониях, – вспоминает Резо. – И моя мама тоже говорила, что с ними все будет в порядке. Когда эта женщина ушла, моя старшая сестра спросила: «Почему ты не скажешь ей, что она зря пытается его найти?» А мама просто понимала, что именно эта надежда спасала родных от неминуемой погибели».
В 1991-м в Грузии началась гражданская война, и в 92-м семья Гигинеишвили перебралась в Москву. «Нам пришлось покинуть наш благополучный дом в статусе беженцев и начать новую жизнь. И я благодарю судьбу за то, что все трудности, которые нам приходилось преодолевать, делали нашу любовь еще крепче».
В 16 лет Гигинеишвили устроили работать на НТВ, в его обязанности входило бегать по «Останкино» и встречать гостей. «И коммуникабельность мне очень помогла», – вспоминает Резо. Тогда он только поступил во ВГИК: «И для моих родителей это было большим сюрпризом, никто никогда за меня ничего не решал. С их стороны была только поддержка и безграничная вера». Сейчас у Резо растет трое детей: дочери Мария (11) (от первого брака с Анастасией Кочетковой (29)), Нина (6) и сын Иван (4) (от Надежды Михалковой (30)). «И я как родитель понимаю, как это ценно, когда тебе пытаются дать образование и действительно любят тебя. Я благодарен маме и папе за то, что они никогда на меня не давили. Даже когда ошибался, я понимал, что это только мои ошибки».
Дальше была «9 рота» (2005) Федора Бондарчука (50), на съемках которой Гигинеишвили работал вторым режиссером. Сам Федор Сергеевич на премьере «Заложников» вспоминал, что познакомился с Резо, когда тому было всего три года: «Я сразу обратил на него внимание и подумал: какой талантливый мальчик! В следующий раз мы встретились уже в 2002 году, тогда он только начал снимать. А потом случилась «9 рота», и лучшего второго режиссера у меня никогда не было!» «Это была первая и самая счастливая экспедиция в моей жизни. Тогда я понял, что окончательно и бесповоротно влюблен в кино», – говорит Резо. «9 рота» – это Крым. Это лето. Это минимум 30 градусов. Это десятки раций, которыми ты обвешан, чтобы связываться с танками и вертолетами, и это просто титанический труд. «Но мы этим гордились. Мы щеголяли по побережью в черных футболках с названием фильма и чувствовали себя невероятно круто».
Уже через год после выхода фильма в прокат, в 2006-м, он снял «Жару» – свой первый полнометражный фильм, в котором появились уже знакомые после «Роты» Смольянинов (33), Чадов (36) и Крюков (32). «Мы сильно скучали друг по другу и решили повторить все это еще раз. Только по-новому – в летней Москве». Сейчас Резо часто спрашивают, как у него получились такие драматичные «Заложники», если он всю жизнь работал только над комедиями. «Когда я снимал «Жару», мне было всего 22 года. И было бы смешно, если бы я делал вид, что меня интересует что-то, кроме веселья, моих друзей и хорошей компании».
А чуть позже появилась «Любовь с акцентом» – «Тогда я встретил Надю и захотел показать ей, какая хорошая и красивая страна – моя Грузия и что теплый в ней не только климат, но и люди».
Резо часто рассказывает всем эту историю: когда летишь из Москвы в Тбилиси, все время встречаешь кого-то, кто решил поехать в Грузию после просмотра его фильма. «И большей похвалы для меня не существует. Я счастлив, что зритель почувствовал ту энергию, которую мы постарались передать. И если на съемочной площадке есть фальшь, то это никогда не будет работать».
Вот и на съемках «Заложников» фальши точно не было. Каждый из этих прекрасных молодых актеров готовился к работе с огромной ответственностью. «Они понимали, что это деликатная тема, и увлечены были только ею. Они были асоциальны, перед «угоном» они не общались со своими друзьями, и я старался создать им эти условия, чтобы они на себе прочувствовали то давление, которое испытывали их прототипы. Я запрещал им здороваться с соседями, просил идти домой молча, и это делало их изгоями, непонятными для общества людьми».
Эту картину в России очень ждали, а актеры и кинокритики, которые уже посмотрели ее на всевозможных предпремьерных и закрытых показах, только подогревали интерес. А после премьеры в московском Доме кино Дмитрий Быков (49) заявил: «Не побоюсь сказать, что это великое кино». И готовилось это великое кино очень долго – около семи лет Резо изучал архивные материалы и протоколы допросов, многие из которых то ли были уничтожены, то ли сгорели в пожаре во время гражданской войны в Грузии. «Мы встречались с каждым, кто был причастен к этой трагедии. Мы общались с современниками. Мой большой друг, талантливейший скульптор и художник Айдан Салахова (53), рассказывала, как они ездили в Шереметьево, слушали рев мотора самолетов и мечтали о том, что тоже когда-нибудь отсюда улетят. И я счастлив, что сегодня в нашей «хрупкой свободе» у нас как минимум есть право передвижения по Земле».
Главных судей у Резо было двое. Первая – мама одного из расстрелянных угонщиков, которая вместе с Гигинеишвили посмотрела картину в Грузии и сказала: «Я хочу, чтобы все поняли, что это могло произойти с каждым мальчиком». А вторая – бортпроводница того самого ТУ-134. Она посмотрела фильм в Москве и признала, что это страшная общая трагедия, в которой нельзя никого обвинять и оправдывать.
Гигинеишвили же пытается донести до зрителя вот что: «Горе привлекательно на сцене, а в реальной жизни оно уродливо. Я не обещаю, что картина вам понравится, но я обещаю, что она точно не оставит вас равнодушным». И он не врет. Мы проверяли.
Смотреть:
Благодарим кафе Roasters за помощь в организации съемки.