#Кино

Русские фавориты фестиваля, фильмы для «Оскара» и афиши как произведения искусства: все, что надо знать о Каннском кинофестивале

Уже завтра на Французской Ривьере начинается одно из главных событий в мире кино – 74-й Каннский кинофестиваль, который продлится до 17 июля и которого мы ждали два года (в 2020-м мероприятие, увы, пришлось отменить из-за эпидемиологической ситуации). Что нас ждет? Лучшие фильмы, многие из которых мы наверняка позже увидим на «Оскаре» и «Золотом глобусе», шикарные наряды на красной дорожке и сразу три российские картины в конкурсной программе: «Петровы в гриппе», «Дело» и «Разжимая кулаки». В преддверии крупнейшего кинособытия этого лета рассказываем самые интересные факты о нем.


Почему Каннский кинофестиваль важен не меньше «Оскара»? 

По крайней мере, красная дорожка фестиваля может вполне успешно соперничать с церемонией академии.

Вообще, именно по Каннам судят о трендах европейского кино, а фильмы программы всегда грамотно балансируют между массовым и независимым направлениями, привлекая внимание как среднего зрителя, так и крупных деятелей индустрии (в том числе организаторов «Оскара»). Фестиваль к тому же открыт к новичкам на арене, короткометражным работам и чисто коммерческим фильмам: именно там, например, показали «Однажды… в Голливуде» Квентина Тарантино и «Безумный Макс: Дорога ярости», так что это идеальная остановка для тех, кто хочет заявить о своем проекте всему миру.

Фото: Matt Winkelmeyer/Getty Images

И если американские киностудии готовят свои фильмы на зимний сезон (как раз под «Оскар»), то европейские режиссеры и независимые мировые студии свои лучшие «экземпляры» оставляют как раз Каннскому сезону. Позже, кстати, большинство фильмов программы мы видим в числе номинантов на «Оскар» и «Золотой глобус» в категории «Лучший фильм на иностранном языке», а «Паразиты», два года назад взявшие «Золотую пальмовую ветвь» – главный приз Канн, и вовсе сорвали куш на церемонии академии и унесли главную награду. 

Кстати, задумывался фестиваль изначально в пику Венецианскому, который считали политически зависимым и обвиняли в узкой представленности всех стран. Впервые он должен был открыться 1 сентября 1939-го, но начавшаяся в этот день война изменила планы организаторов, и впервые Канны состоялись только спустя семь лет, а в 1950-х уже стали событием мирового масштаба: теперь на Лазурный берег приезжали звезды, а в конкурсе участвовали Федерико Феллини, Луис Бунюэль, Ингмар Бергман и другие лучшие режиссера мира.

Современный же Каннский кинофестиваль сделал таким, каким мы видим его сейчас, Жиль Жакоб. С его приходом в дирекцию в 2001-м появились приз «Золотая камера» за лучший дебютный фильм, секция «Особый взгляд», сейчас считающаяся одной из самых престижных, и принципы свободы слова и совести, благодаря которым фестиваль стал по-настоящему независимым.


Как отбираются фильмы?

С момента основания на фестивале действовал принцип территориального отбора лент, когда страны сами предлагали участников (такая же система действует на «Оскаре» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке»). Позже, в 1972-м, появилась специальная комиссия, принимающая заявки от всех желающих, и был внедрен «именной» принцип, по которому фильмы конкретных режиссеров, приглашенных фестивалем, рассматривались в приоритетном порядке.

В настоящее время над программой работают две комиссии: одна из них занимается отбором иностранных лент, другая – французских, и над обеими главенствует генеральный менеджер (этот пост занимает Тьерри Фремо уже больше 10 лет), за которым остается право последнего слова по отбору кандидатов. По негласному правилу, ежегодно больше половины основного конкурса составляют режиссеры, ранее участвовавшие в Каннах, один или два дебютанта, три или четыре участника из Франции, а также режиссер, чей предыдущий фильм отличился в «Особом взгляде». Для фестиваля еще особо важен принцип премьерности, так что любой фильм, претендующий на участие в конкурсе, не может до Канн выходить в прокат за пределами страны производства или демонстрироваться на других площадках.

Как итог, ежегодно в официальной программе фигурируют около 80 фильмов, распределенных по конкурсам и секциям.

1.       Основной конкурс

2.       Внеконкурсные показы (в том числе фильм открытия фестиваля), полуночные и специальные показы

3.       Конкурс короткого метра

4.       «Синефондасьон» для молодых кинематографистов и учащихся киношкол

5.       «Каннская классика»: отреставрированные и культовые фильмы


«Золотая пальмовая ветвь»

Главная награда Каннского кинофестиваля была придумана в 1955-м по инициативе Роберта Фавра ле Бре, который на тот момент занимал пост генерального менеджера, и должна была заменить «Гран-при жюри», вручавшийся ранее.

Фото: Pascal Le Segretain/Getty Images

«Пальма» стоит около 20 000 € (при общем бюджете фестиваля в 20 миллионов), выполнена из 24-каратного золота и состоит из 19 лепестков, а еще за всю историю существования фестиваля ни один режиссер не смог завоевать ее трижды, и только однажды ее получила женщина – это была Джейн Кэмпион («Пианино»).

Кроме того, на Каннском кинофестивале вручают

1.       Приз за лучшую мужскую роль

2.       Приз за лучшую женскую роль

3.       Приз за лучшую режиссуру

4.       Приз за лучший сценарий

5.       Спецприз жюри

6.       Приз за лучший фильм в «Особом взгляде»

7.       «Золотую пальмовую ветвь» за лучший короткометражный фильм

8.       Приз «Синефондасьон»

9.       «Золотую камеру»


Почему Ларс фон Триер – персона нон грата Каннского кинофестиваля? 

Все из-за скандала десятилетней давности. Тогда на конференции, посвященной фильму «Меланхолия», датский режиссер заявил, что понимает Гитлера: «Долгое время я считал себя евреем, и мне это нравилось, но потом выяснилось, что мои предки были из Германии, так что я нацист. Есть в этом что-то приятное. И я понимаю Гитлера. Он сделал много неправильного, войну развязал, но в общем и целом я его понимаю и немного ему симпатизирую».

Несмотря на последующие извинения фон Триера, организаторы объявили его персоной нон грата, но «Меланхолию», кстати, в программе оставили. А еще у режиссера теперь есть футболка с «Золотой пальмовой ветвью» и красующейся на ней надписью Persona Non Grata.

И если он у организаторов фестиваля в черном списке, пожалуй, один, то рейтинг любимчиков Канн внушительный: среди фаворитов Педро Альмодовар, Паоло Соррентино, Андрей Звягинцев, Ксавье Долан, София Коппола, Йоргос Лантимос, Вуди Аллен, Роман Полански и многие другие, чьи новые фильмы в обязательном порядке попадают в одну из главных программ, а сами они в беспремьерные годы приглашаются в число жюри.


Наши на Каннском кинофестивале

Единственный обладатель «Золотой пальмовой ветви» среди россиян – фильм «Летят журавли» Михаила Калатозова (1958). Еще одним из главных претендентов на награду стал в 1994-м Никита Михалков с работой «Утомленные солнцем», но тогда председатель жюри Клинт Иствуд предпочел советскому режиссеру еще никому не известного американца Квентина Тарантино и его «Криминальное чтиво».

Фото: Pascal Le Segretain/Getty Images

В программе Канн к тому же участвовали Андрей Тарковский, Андрей Кончаловский, Павел Лунгин, Александр Сокуров, Андрей Звягинцев и Кантемир Балагов, которого на фестивале сейчас особенно любят («Теснота», «Дылда»).


Каннские афиши

Отдельный вид искусства! С момента основания фестиваля к афишам смотра было приковано особое внимание, а заказывали их, как правило, специалистам (среди них, например, живописец Войтек Сьюдмак, работающий в жанре фантастического реализма), так что с 1946-го по 2005-й фотография или кадр из фильма как основа для афиши использовались лишь дважды. Последние же 16 лет каннские афиши, напротив, делаются на основе знаменитых фото или культовых кадров, а с 2010-го их обязательным элементом стал цветовой фон.