#Культура

Русский Бэнкси: кто такой Паша 183 и что нужно о нем знать

Ровно восемь лет назад в ночь с 1 на 2 апреля умер граффитчик Паша 183 (или просто P183). Его называли русским Бэнкси, о нем писали The Guardian, Telegraph и Daily Mail, а его работы выставлялись во Франции. Все, что он делал, было очень дерзко, талантливо и масштабно. Рассказываем, что нужно знать о легендарном стрит-арт-художнике.

Павел Пухов (настоящее имя уличного художника) родился в Москве 11 августа 1983 года. Отсюда, кстати, и псевдоним с цифрами 183 – это сокращение от даты рождения 11.08.83 (по правилам нумерологии убираются повторяющиеся цифры).

По рассказам самого Паши, все началось в конце 1990-х, когда он шел мимо стены Цоя на Арбате, а в плеере заиграла «Группа крови», и он понял, что такую атмосферу он может создавать сам.

Работы Паши – это не просто теги, разбросанные в черте города, а настоящие шедевры на остросоциальные темы. «Все, что я делаю, я делаю просто потому, что мне хочется что-то сказать». И он говорил. Одна из самых известных работ «Спички кончаются» основана на реальных событиях.

Фото: 183art.ru

За этим граффити стоит история девочки, которая потеряла родителей, и все, что у нее осталось, – это коробок спичек, который она хотела продать, чтобы поесть и согреться. Но никто их так и не купил. Наутро девочка умерла.

Культура граффити у многих ассоциируется с вандализмом в чистом виде. Но в отличие от многих граффитчиков, у Паши 183 были определенные правила, которых он всегда придерживался: не рисовать на памятниках архитектуры, не трогать церкви и все, что с ними связано, и не делать отсылки к конкретным людям. Именно это отличало его от других райтеров.

Фото: 183art.ru

В первые годы творчества его работы носили скорее негативный характер, этим он хотел показать суровую российскую действительность и привлечь внимание людей к серьезным проблемам. «У меня было несколько позитивных работ, но от них я никакого удовольствия не получил. И я объясню почему. Потому что внутри меня на самом деле злость, злость на тот мир, в котором живу». Тогда появились работы «Маруся, не верь ты Сатане», «100 лет одиночества, добровольного, бескорыстного» и «Поджигателям мостов – посвящение».

Фото: 183art.ru
Фото: 183art.ru

Пик популярности пришелся на начало 10-х годов, тогда о нем писали почти все мировые СМИ, включая Daily Mail, Telegraph и The Guardian. Последние вообще окрестили Пашу русским Бэнкси. В отличие от многих он никогда не стремился к популярности и вниманию прессы, для него на первом месте всегда стояло творчество.

В 2012 году он принял участие в создании зонг-оперы (опера в жанре рок-музыки) TODD совместно с группой «Король и шут». А в начале 2013-го состоялась выставка живописных работ уличных художников P183 и Nebay в рамках фестиваля RussenKo во Франции. Казалось, это только начало, но судьба распорядилась иначе.

Фото: 183art.ru

«Катастрофически не хватает времени на то, чтобы сделать все, что задумал», – говорит Паша в последнем интервью. Он как будто бы чувствовал, что времени мало, и не раз с грустью говорил о том, что из-за нашего климата нельзя работать зимой.

В ночь с 1 на 2 апреля 2013 года при невыясненных обстоятельствах Паша 183 ушел из жизни. Кто-то говорил, что он отравился, кто-то утверждал, что причиной смерти стал сердечный приступ. Точной информации нет до сих пор. Но факт остается фактом: на самом пике творчества ушла из жизни настоящая легенда уличной культуры. В память о нем сам Бэнкси выложил у себя на сайте баллон с краской в виде горящей свечи и написал: «P183 R.I.P.»

Фото: banksy.co.uk

Несмотря на то что многие шедевры не сохранились до наших дней, его творчество живет в памяти миллионов людей. Он не забыт, и это самое главное.