Все слышали фразу «кто не рискует, тот не пьет шампанского». И очевидно, что в данном контексте речь идет скорее об отваге, без которой человеку сложно добиться сверхзадач. Всегда есть шанс проиграть, но в разумных пределах это качество позволяет сорвать большой куш. Однако сегодня речь пойдет о людях, зависимых от экстрима. Зацепинг, прыжки с парашютом, рафтинг, кейв-дайвинг, скалолазание, серфинг – эти и другие виды деятельности сопряжены с высоким риском. Узнали, что заставляет экстремалов балансировать на грани между жизнью и смертью.
Откуда появляется зависимость от экстрима?
Потребность в острых ощущениях идет рука об руку с зависимостью от адреналина. Вообще этот гормон «запускает» ритм сердца. Именно поэтому в состоянии инфаркта людям делают укол с адреналином (эпинефрин) прямо в сердце. Он выделяется надпочечниками в момент опасности и выполняет мобилизационную функцию, то есть «бодрит» ЦНС, чтобы дать силы для борьбы с угрозой. Адреналин не только ускоряет сердцебиение, но и повышает кровяное давление и уровень сахара в крови. Гормон вырабатывается не только в момент опасности, но и при занятиях спортом.
При умеренном поступлении в кровь адреналин укрепляет иммунную систему, дает заряд энергии и улучшает настроение, однако превышение нормы приводит к обратному эффекту: сонливости, упадку сил, депрессии, апатии, резкому снижению веса, ухудшению работы почек и проблемам с сердцем. Именно по этой причине экстремалы, которые на физиологическом уровне зависимы от адреналина, нуждаются все в более «сильных дозах», способных вернуть им чувство эйфории.
Какие люди склонны к риску?
Экстремалы делятся на два типа: любители побеждать и те, кто получает удовольствие от самого процесса. Если первые стремятся к доминированию и достижениям, то вторые страдают от недостатка ярких впечатлений в жизни. Кстати, по этой же причине высокая потребность в риске бывает у представителей «темной триады»: психопатов, нарциссов и макиавеллистов.
Многие бизнесмены – игроки по натуре, поэтому им нравится «покорять вершины» и ставить рекорды, поднимающие их самооценку.
Если примерный семьянин отправляется покорять горные вершины, то, скорее всего, между ним и женой нет эмоциональной близости. Такому мужчине проще получить эмоции через рискованное действие. Среди людей, склонных риску, конечно, много бывших спортсменов, которые привыкли получать адреналин в определенных дозах.
Что стремятся компенсировать адреналинщики?
Поведенческая аддикция адреналинщика от психоактивного вещества вызвана психологической незрелостью. Даже успешные и с виду вполне серьезные люди в душе остаются инфантильными подростками. В детстве таким людям не хватало родительской любви и радостных эмоций. Как правило, взрослые вели себя с ребенком холодно и отстраненно, игнорируя его чувства и не одобряя спонтанное проявление эмоций.
Сложнее всего для экстремалов – это выражать эмоции открыто и выстраивать длительные отношения с партнером. Мысль о том, чтобы довериться кому-то пугает их до ужаса. Таким образом, риск позволяет компенсировать дефицит любви и ярких переживаний.