С каждым днем мы все дальше от Бога: каким получился детектив «Достать ножи: Воскрешение покойника» о кризисе веры
Недавно в Сети состоялся цифровой релиз «Достать ножи: Воскрешение покойника» Райана Джонсона – нового фильма теперь уже трилогии о блестящем детективе Бенуа Бланке. В мировом прокате его показали еще в сентябре, где он собрал восторги зрителей, но с тех пор ажиотаж стих, а оценка фильма остановилась на 7.5 звездах на Imdb и 94% на Rotten Tomatoes. Если сравнивать со стабильно высокими рейтингами предыдущих частей, то можно сказать, что такой формат по-прежнему радует публику, которая очевидно стосковалась по бодрым экшн-расследованиям.
Правда, в этот раз герой Дэниела Крейга немного уйдет в тень, уступив место Джошу О’Коннору в роли проповедника Джада Дюплентиси. Да, в этот раз центральной темой станет испытание верой. В отличие от своих собратьев он действительно намерен нести слово Божье, и потому будет больше всех «виноват». Юноша станет главным подозреваемым в убийстве отца Джефферсона Уикса (Джош Бролин), с которым накануне у него случилась ссора. Брошенные в гневе слова попадают в соцсети, и на него ополчаются бывшие прихожане.
Парадоксально, но герой Джоша Бролина воспитывает паству в страхе и даже подталкивает к самоуничтожению, распространяя радикальные идеи («Феминистки! Марксисты! Либералы!»), но в ответ получает обожание. И совсем иначе они реагируют на «чужака» Джада Дюплентиси.
Наблюдать за тем, как после смерти отца Джефферсона на поверхность всплывают грязные тайны благопристойных американцев – на самом деле не самая интересная часть фильма. Да, безусловно, больше всех божится и призывает к покаянию тот, у кого рыльце в пушку, но в этот раз режиссер уводит нас в философские дискуссии о спасении. Правда, не настолько глубоко, чтобы заставить зрителя заскучать. Зато словесные баталии Джада сначала с провокатором-отцом Джефферсоном, его серым кардиналом – сестрой Мартой (Гленн Клоуз), а потом с атеистом-сыщиком Бенуа получились увлекательными. Оказывается, американцы правда обеспокоены тем, что их церкви напоминают замки из Диснейленда. И такие моменты не раз заставят улыбнуться.
Единственное, что в этой части «Ножей» смущает после просмотра – «бесцветность» второстепенных персонажей. Было приятно увидеть Милу Кунис и Эндрю Скотта, но вне зависимости от диапазона их таланта на них почти не обращаешь внимания – они будто теряются на фоне ярких Джоша Бролина, Гленн Клоуз и Джоша О’Коннора. Последнего, кстати, Дэниел Крейг лично рекомендовал режиссеру.
По сравнению с предыдущей «Стеклянной луковицей» действие получилось не таким масштабным и красочным и завязано на невозможном преступлении (когда жертва убита в запертом изнутри помещении, а убийца не оставил следов – Прим. ред.). К тому же, повествование концентрируется не столько на самом расследовании, сколько на раскрытии личности преступника. Такой прием характерен для худанит-детектива («whodunit» произошло от искаженного «Who has done it?» – Прим. ред.).
Вообще вся трилогия «Ножей» Райана Джонсона пронизана активной гражданской позицией, которая кого-то оттолкнет, а кого-то, напротив, увлечет сильнее, чем детективная линия. Если в первом фильме в фокусе были проблемные отношения внутри семьи, а во втором – давление корпораций и защита интеллектуальной собственности, то в этот раз режиссер затронул тему лицемерия и ханжества внутри религиозной общины. Искреннее служение и искупление вины достойны восхищения, но, увы, церковные догмы часто используются для разжигания ненависти – и поэтому так важно предавать огласке подобные преступления.