#ЭКСКЛЮЗИВ

Режиссер монтажа и режиссер Саша Хобс: «Я в каком-то смысле бог благодаря профессии»

«Я не могу себе позволить быть маленьким механизмом в большой системе – мне нужно быть его создателем»

После школы у меня был большой выбор вариантов развития дальнейших событий: я одновременно хотела связать свою жизнь и с изучением космоса, и с прикладной физикой, и с кино. В космос мне здоровье не позволяет лететь, а для физики я слишком неусидчивая. Кино, а именно режиссура, с детства было в моей жизни в той или иной форме – это школьные постановки, театральная деятельность, ролики для YouTube, режиссура мероприятий. 

В силу своего характера я не могу себе позволить быть маленьким механизмом в большой системе – мне нужно быть его создателем. Я играла в городском театре как актриса, училась в актерской лаборатории – все не то, все не по-моему. А я хочу контролировать процесс, нести ответственность за то, что увидит зритель. Для меня это важнее, чем любование собой на экране. 

«Я в каком-то смысле бог благодаря этой профессии» 

Режиссура дает мне силу. Часто, когда мы пишем с соавторами сценарии и расписываем очередной сложный момент, где ломаем героев, подкидываем им трудности, боль и страдания, мы останавливаемся на мгновение и злобно хихикаем, говоря: «Мы боги этого мира». В общем, я в каком-то смысле бог благодаря этой профессии.

Самый сложный этап производства – это сценарий. Зритель уже насмотренный, все коллизии уже придуманы, повороты уже где-то были. Наша задача – попытаться снова удивить.

Я часто собираю костюмы сама. Сначала это было вынужденной мерой, а теперь я делаю это потому, что это моя маленькая возможность рассказать что-то о героях через их одежду. Пример из одной работы: перед вами учительница слабого и мягкого характера, которая вот-вот сбежит и бросит маленьких детей в начале теракта. Мое решение – одеть ее в блеклое, неяркое платье мягкой текстуры и добавить вязаный нежно-розовый кардиган. Остановите кадр в любой моей работе и задайте вопрос: почему герои так одеты? И у вас будет ответ. Токсичная девушка-любовница? На ней определенно болотно-зеленые штаны. Крутая мать-одиночка со своей фирмой? На ней будет деловой костюм, но свободного кроя и нежно-голубого цвета. 

Думаю, российское кино сейчас движется в свое светлое будущее, если на него не будет давить цензура.

«Меня вдохновляют кот и мысль о постройке парка аттракционов» 

Вдохновение – это выбор. Вдохновиться можно чем угодно. Меня вдохновляет кот, у которого очень осознанный взгляд, и я все время думаю, что это заколдованный мальчик, как в «Ходячем замке Хаула». Меня вдохновляет мысль постройки парка аттракционов, и я думаю про фильм «Основатель». Меня вдохновляет само кино как явление, его производство – я чувствую себя Эдди Мэнниксом из «Да здравствует Цезарь!». 

Случаются и застои – надо просто давать себе пострадать и поплакать, это нормально. Я справляюсь с этим, думая, что было бы скучно, если бы у героев в кино всегда было все хорошо.

«На площадке я ни мужчина, ни женщина, ни молодая, ни старая – я просто режиссер»

У меня есть ощущение, что девушки более эмпатичные и чуткие. Они привносят в кино больше непридуманных чувств. Меня часто спрашивают, почему я не по другую сторону кадра, но никогда не спрашивают и тем более не давят на тему «женщины-режиссера». Я ни разу не сталкивалась с сексизмом на своих площадках. Может, я просто умею подбирать команду. (Смеется.) Когда я прихожу на площадку, чувствую себя андрогинным существом – я ни мужчина, ни женщина, ни молодая, ни старая. Я просто режиссер, и мне надо делать свою работу.

«От критики очень больно» 

Сразу начинаю копаться в себе и думать, что я делаю не так. Это больно, но не плохо – помогает разобраться в себе, порефлексировать и сделать «разбор полетов».

Я реалист, поэтому понимаю, что «Оскар» слишком далеко от меня и моего уровня (пока что) и я его никогда не получу. Но при этом есть амбиции получить европейские награды.

Мои личные планы напрямую пересекаются с профессиональными – снять то кино, которое будет нравиться мне самой. А угодить себе сложнее всего. Хочется снять то, что у самой болит, что самой смешно, что самой интересно. Не пытаться подстроиться под критиков, кинокомпании и продюсеров, под цензуру. Я работаю над этим.

Три факта вне съемочной площадки, которые надо знать

Я люблю все, что связано с ультранасилием, хотя в жизни не прибегаю к физической силе. Я люблю женщин – они сильны и прекрасны, на них держится этот (мой) мир. Я хочу в космос.