Италия – один из центров мировой парфюмерии. Корнями это утверждение уходит и в XVII век, когда Венеция стала центром торговли – в нее приезжали восточные специи и цветы, а местные мастера перерабатывали сырье в ароматные масла, и в Средневековье. Помимо Венеции стоит упомянуть и Флоренцию, родину одного из древнейших бьюти-брендов Officina Profumo Farmaceutica di Santa Maria Novella, который в XVII веке активно торговал ароматными саше и цветочной водой, а впоследствии и духами. По слухам, именно у монахов Santa Maria Novella делец Паоло Фемини выведал рецепт цветочной воды и, уехав в Кельн, начал продавать «чудесную воду», превратившуюся позднее в «кельнскую воду», которую мы сейчас называем одеколон.
А в конце XIX века одеколоны продавались в Италии почти на каждом углу. Например, Acqua di Parma уже несколько лет назад перешагнула столетний рубеж и продолжает быть символом итальянского парфюмерного искусства. За эти последние столетия у итальянской парфюмерии сформировались свои отличительные черты – бренды родом из Средиземноморья продолжают патриотично выбирать традиционные для своей страны отдушки. Тут в ходу цитрусы (бергамот и мандарин), белые цветы, пряные травы и растения (можжевельник, лаванда и базилик) и, конечно, спелые инжир и миндаль.
В Италии много лет на слуху такие гиганты, производящие парфюмерию, как Gucci, Versace, Giorgio Armani, Bvlgari и Prada. Но они все же больше ориентируются на мировой рынок, а мы сегодня поговорим о других марках, которые стараются передать через свои ароматы настоящий дух Италии или представить его с новой стороны.
Orto Parisi
Второй бренд одного из самых провокационных парфюмеров современности – Алессандро Гуалтьери. Он является «отцом» Nasomatto, а вторую марку полностью посвятил саду своего прадедушки Винченцо Паризи. Так, в 2014 году в Италии родилась марка, все ароматы которой воспевают плодородную землю, природу и даже навоз. Обязательны к ознакомлению: Bergamask (15 000 р.) – бергамот, в котором скрывается животное начало, Terroni (15 000 р.) – ода черной земле, мужским натруженным рукам и гранатовым зернам, Viride (15 000 р.)– ветер в ивах, полынь и пожухшая под горячим солнцем трава.
Tiziana Terenzi
Марка родилась в 60-х годах прошлого века в городе Каттолика. Руководят ей брат и сестра – Паоло и Тициана. Их дедушка Гульельмо Теренци основал небольшую компанию по производству свечей и одновременно вкладывался в будущее, развивая обоняние Паоло, – завязывал внуку глаза и подносил к его носу цветы и травы. И теперь, спустя полвека, Паоло отвечает за парфюмерию в марке, а Тициана – за дизайн и продвижение. Ведущая концепция бренда – путешествия, поэтому каждый аромат посвящен поездке, из которой мы привозим сувениры, а Паоло – ольфакторные воспоминания. Впрочем, у бренда есть и другие линейки и предметы для вдохновения: Sea Stars, Comets, Luna и т.д. Tiziana Terenzi сложно не заметить на полке, их отличие – роскошный и дорогой дизайн. Массивная крышка, тяжелый флакон, золотая вязь и шкатулки для хранения, устланные тканью. Обязательны к ознакомлению: Kirke (12 400 р.) – взрыв фруктов и цветов, который сложно разобрать на ноты. В целом пахнет как dolce vita. Ursa (16 400 р.) – животная шерсть, ром и кожа. Kristina (26 800 р.) – неожиданная коллаборация прошлого года, посвященная Кристине Орбакайте. Основные ноты: тосканский ирис и черная смородина.
Xerjoff
В 2007 году дизайнер и креативный директор из Турина Серджио Момо решил основать свою парфюмерную марку, которая будет хороша как внешне, так и по содержанию. Вернее, даже три марки – Xerjoff, Casamorati и Sospiro. Первая была призвана стать флагманской, вторая являлась реконструкцией исторической, которая раньше производила мыло и душистые воды, а третья должна была стать самой современной. В итоге в 2019 году все три бренда слились в единый Xerjoff, который буквально проповедует «громкие» и динамичные ароматы, роскошь и Италию. Обязательны к ознакомлению: Erba Pura (18 750 р.) – хит, перешедший из Sospiro. Фруктово-ванильный долгоиграющий аромат с россыпью итальянских цитрусов. Alexandria II (18 850 р.) – обволакивающий вечер на озере Комо, потрескивающий камин и кожаные перчатки дорогой выделки.
Etro
Итальянский дом моды не так давно обрел второе дыхание благодаря своей работе с группой Maneskin, которая выступала на «Евровидении-2021» именно в костюмах марки. Тут-то все и вспомнили про культовый орнамент пейсли, который стал символом бренда, и его флаконов в том числе. Парфюмерная линейка Etro не так велика – 38 ароматов, первый увидел свет в 1989 году. И если многие другие бренды держатся за свою идентичность по географическому признаку, то Etro экспериментирует не только с тканями, но и ароматами – не все из них обладают итальянским профилем, часть — оммаж Востоку. Сейчас бренд нечасто выпускает новинки, но пути вдохновения у него стали более простыми. Например, весной 2021-го вышел White Magnolia (14 400 р.) – невероятно красивый и тонкий аромат магнолии, которую опустили в холодную воду. Также к ознакомлению обязателен Etra (9 200 р.) – герань с бальзамиком, корицей и молоком.
Gritti
В 2010 году Лука Гритти, потомок путешественника и аристократа XVI века Альвизе Гритти, основал свою марку и поместил на логотип герб своей знатной венецианской семьи. Во флаконы в форме параллелепипедов Лука заключает впечатления о других городах, отдавая дань предку-путешественнику, но все так же продолжает быть «в струе» итальянской парфюмерной моды и выпускает продукты с узнаваемыми средиземноморскими ингредиентами, например грейпфрутом и мандарином. Обязательны к ознакомлению: Rebrode (19 000 р.) – молочно-сливочные белые цветы. Pomello Sorrentino (19 000 р.) – типичная Италия в хорошем смысле. Вихрь из сочных цитрусов с ирисом и белыми цветами, а в сердце приятная горечь ветивера.