Сила в людях: 5 российских компаний, созданных друзьями
Немного мудрости для субботнего дня: «Если хочешь идти быстро – иди один, если хочешь идти далеко – идите вместе». И когда, как не сегодня, в День народного единства, говорить о силе людей, выбравших единомышленников, друзей, бывших коллег или новых знакомых ради общего дела? Для всех них слова о единстве и объединении – глубже и больше, чем просто набор букв. Они знают, что значит смотреть в одном направлении, находить друзей в партнерах и создавать проекты, которые, кажется, и могли появиться на свет только в союзах их основателей.
Некоторые из них на рынке уже практически десять лет, другие только покоряют как столичную, так и международную аудиторию, но всех их объединяет одно – желание, знание и вдохновение сразу нескольких человек, которые однажды решили, что миру нужна их идея, и не прогадали.
Кто-то скажет, что так сошлись звезды, или останется верным идее, что с друзьями строить бизнес нельзя. Наши участники готовы не только развеять этот миф, но и доказать его неверность на собственном опыте.
Именно так в свое время появились самые фотогеничные чаи Pims, курсы от «Синхронизации», родившиеся в разговоре на кухне, косметика Superbanka, компания BestDoctor, напомнившая нам о заботе о себе, и агентство SETTERS. Они начинали с малого, но сегодня их знают все. А они точно знают и сами признаются, что вряд ли смогли бы сделать то, что сделали, в одиночку. Если бы их спрашивали: «В чем сила?», то их ответом наверняка бы было: «В людях». Слово нашим героям.
Нам рассказали, что в Китае существует много классных концепций по работе с напитками. Поскольку у нас уже был уверенный опыт работы в барной индустрии, мы решили доработать рецепт всем известного китайского ферментированного чая с фруктами.
Наши напитки PIMS – результат большого опыта в миксологии, нейрогастрономии и знании исходного сырья. Мы самостоятельно продумываем айдентику и контент, подбираем амбассадоров и работаем с нашим комьюнити. Наша команда вырабатывает индивидуальный подход ко всему, что мы делаем: начиная от напитка и его дизайна, заканчивая надписями на салфетках. Все это результат нашего видения, поэтому мы не копируем, а создаем.
Изначально мы с Глебом были партнерами, но потом стали друзьями.
Мне нравится цитата Джона Рокфеллера: «Дружба, основанная на бизнесе, лучше, чем бизнес, основанный на дружбе». Ни у кого из нас по одиночке не вышло бы таких результатов. Вместе у нас лучше получается продвигать компанию вперед и строить большие планы. Если бы мы давали совет самим себе на старте бизнеса, однозначно сказали бы: «Не сомневайтесь». Просто делайте хорошо и честно в любой ситуации, ориентируясь на результат. А тем, кто только начинает свое дело, рекомендуем реагировать на любые запросы и предложения гостей. Ваша аудитория – лучшая команда для исследования и маркетинговое агентство.
Сейчас наша цель проста – постоянный рост и развитие в мире. Хотим, чтобы через три года на карте мира было 450 точек PIMS, а мы все так же получали бы удовольствие от всего, что делаем.
Саша Жаркова: SETTERS не так давно исполнилось восемь лет. Летом 2015 года в Петербурге мы сели за столиком в кафе и решили: «Давайте пробовать». Так мы стали сооснователями агентства, которое изначально специализировалось на контенте в социальных сетях, а сейчас превратилось в самое известное креативное агентство страны, которое занимается стратегией, брендингом и креативом для крупных брендов.
Помимо этого, мы масштабировали свой интерес и опыт в новых бизнесах, и сейчас мы также являемся фаундерами таких проектов, как: образовательная платформа SETTERS EDUCATION, wellness-бренд re-feel и издание о будущем – SETTERS MEDIA. Наши бизнесы сейчас объединяет холдинговая компания Setters Creative Capital, в которую, помимо наших бизнесов, входят бизнесы-партнеры и те, в кого мы инвестировали.
Женя Давыдов: Главная ценность нашего проекта – в умении собирать вокруг себя неравнодушных людей и объединять их в сообщества.
Мы верим в силу сотрудничества, сотворчества и в таланты людей.
Помогаем им раскрывать свой потенциал, вырваться из рутины и сделать лучшую работу в своей жизни. Именно в этом драйве, азарте и в большой миссии я вижу нашу главную ценность.
Алина Чичина: Я много лет в бизнесе со своими партнерами, мы прошли сложные этапы запуска стартапа, масштабирования, найма команды и делегирования, поэтому вопроса о том, чтобы делать бизнес в одиночку, у меня не стояло.
Друзья – это те люди, с которыми у вас сходятся ценности, большой уровень доверия, уважения и любви друг к другу. Это помогает экологично заходить в конфликты и решать их, понимая, что вы в одной лодке. Конечно, это серьезный личностный рост, потому что приходится учиться разделять роли друзей и партнеров и вовремя на них переключаться. Но я считаю, что поддержка друзей и уверенность в них – это большой буст для бизнеса.
Алина Чичина: Самый важный совет, который я дала бы и себе, и начинающим предпринимателям: помнить, что главная задача лидера – стратегическая. И как бы ни хотелось попытаться закрыть все операционные задачи самостоятельно, намного эффективнее потратить время и энергию, чтобы собрать команду экспертов. Ведь у каждого сотрудника, и у основателя в том числе, своя зона ответственности, именно это помогает развиваться команде и бизнесу.
Женя Давыдов: У каждого проекта внутри есть собственные миссии и глобальные цели. Если же постараться описать все их одним предложением: стать точкой притяжения талантов, катализатором и поддержкой раскрытия их потенциала. Поэтому в ближайшее время мы планируем выходить на новые рынки, создавать новые сообщества, ассоциации и проекты. Все для того, чтобы масштабировать наши собственные принципы и наши подходы на максимальное количество разных команд.
Мария Командная: О создании собственного бренда я начала думать довольно давно – как только обратила внимание, что из многочисленных командировок привожу вместо сувениров чемоданы косметики. Я обожаю это чувство, когда ты можешь встать не с той ноги, не выспаться, но нанести крем, накрасить губы и снова почувствовать себя человеком. Косметика – это про уверенность и любовь, про невероятное чувство веры в себя, которое она может дать.
В сентябре 2020 года мы впервые встретились с Катей Карповой и сразу поняли, что наше партнерство сложится. Мы обе перфекционистки, единомышленницы, у нас похожие ценности. При этом мы разные и только спустя время стали подругами.
По сути, мы делаем бренд суперпродуктов: каждый состав разрабатываем с нуля, используя только самые передовые ингредиенты. Условно, если сейчас у классных производителей принято класть в состав примерно три или пять активных компонентов, то мы любим действовать иначе и используем около десяти. Сделать так, чтобы они дополняли друг друга и сочетались между собой, – настоящее искусство, но Катя овладела им в совершенстве.
Косметический бизнес я бы ни за что не осилила в одиночку. Мы сразу договорились, что Катя будет заведовать производственными процессами, а я – всем остальным. Конечно, в бизнесе бывает всякое, но за эти два года у нас ни разу не было серьезных конфликтов.
Самое важное и в дружбе, и в бизнесе – умение слышать и слушать.
Каждый должен четко понимать свою зону ответственности и не мешать другому делать свою работу. А еще важно уметь доверять. Если вы не доверяете человеку, не верите ему и в него, то какой смысл делать с ним бизнес?
Лучше сделать, чем не сделать. Будет страшно, но страшно примерно всем – классные предприниматели зажмуриваются и делают. Можно как угодно стараться все делать идеально, но идеально все равно не получится. Контролировать все нет никакого смысла, потому что это невозможно. Надо постараться расслабиться и получать удовольствие! Ну и не забывать о себе, своих потребностях и своем здоровье. Предпринимать можно хоть 24 часа в сутки, но тогда надолго тебя не хватит.
Марк Саневич: С Михаилом мы учились вместе на факультете фундаментальной медицины МГУ, поэтому сразу было понятно, в какой сфере мы бы хотели развиваться. Изначально у нас было в планах сделать что-то в медицине и IT. А когда мы познакомились с этой индустрией изнутри, захотели сделать что-то большее, чтобы помочь гораздо большему числу людей. С этого момента и начали искать идеальную бизнес-модель.
Михаил Беляндинов: Наш самый первый проект – сайт-сервис отзывов о врачах. Мы разрабатывали его еще студентами, сидя на кухне, и рисовали сайт на листах А4. Тогда мы не думали о том, как будем на этом зарабатывать, все было на энтузиазме. Спустя время появился сервис для онлайн-записи в поликлинику. Бизнес-модель на протяжении пути неоднократно трансформировалась, и сейчас BestDoctor – это экосистема медицинских и страховых сервисов с собственной страховой компанией BestInsure, которая предлагает не только медицинское, но и другие виды страхования.
Марк Саневич: Мы еще со времен университета смотрели в одном направлении. При этом у нас всегда было равное партнерство, не было разделения по ролям. В партнерстве важно всегда отдавать себе отчет, что человек для тебя ценен.
Да, вы можете поссориться, но ваши пути все равно идут вместе.
Михаил Беляндинов: На первых этапах, еще в акселераторе, у нас был человек-трекер, который помогал выходить из зоны комфорта, чтобы сделать шаг, которого ты боишься. Еще тогда я понял, что многое из того, что мы делаем, – это нежелание или неспособность сделать то, что действительно нужно.
Марк Саневич: Универсальных советов не существует, у каждого свой путь. Нужно идти и не сдаваться, быть готовым условно «пробивать» головой стены, потому что предпринимательский путь сложный.
Михаил Беляндинов: Главная цель наших продуктов – это сервис, который помогает многим людям. Мы сможем занять лидирующие позиции, меняя консервативный рынок и представление клиентов о страховании.
Идея открыть лекторий принадлежит Андрею. Он любит литературу, искусство и кино и хотел разобраться в этих темах глубже. А потом обнаружил, что нет места, где простыми словами объясняли бы, чем крут «Черный квадрат» Малевича и как понять и полюбить «Улисс» Джойса. И мы решили создать такое место сами. Сначала делали отдельные офлайн-лекции по искусству и культуре для друзей.
Потом захотели рассказать всей Москве, что время можно проводить так: умно и весело одновременно. А затем – всей России.
В итоге спустя восемь лет у нас масштабный онлайн-проект с мощным продакшеном и большими курсами по психологии, критическому мышлению и даже сексу.
Цель наших курсов – менять разговоры на кухне.
То есть давать людям знания и впечатления, которыми хочется поделиться друг с другом после рабочего дня – вместо обсуждения неприятностей на работе.
Часто друзья начинают делать бизнес и ссорятся в пух и прах. У нас в команде все наоборот: мы хорошо общались и были в одной компании, но не были близки, а за время работы стали лучшими друзьями.
Хотя без ссор, конечно, не обходилось: первые полгода мы управляли проектом вдвоем, и это, если честно, был сущий ад. У нас схожие компетенции, и нам обоим интересно одно и то же: маркетинг, рост продукта, сам контент. Документами и финансами никто из нас заниматься не любит. Баланс нашли через полгода: Андрей операционно перестал принимать участие в проекте, но остался партнером и продолжил помогать со стратегическими решениями. И это супер! Потому что он всегда дает мне взгляд на ситуацию со стороны, при этом хорошо понимает наш бизнес и горит им (любит повторять: «Потому что «Синхронизация» – наше дитя!»).
Главный вывод из этого: если делаете бизнес с другом, вам важно совпадать по ценностям и видению проекта, но иметь разную экспертизу и разные зоны ответственности. И конечно, вам обоим важно гореть той сферой, в которой вы запустили проект. Не бойтесь, если вы пока не эксперт в этой теме. Это, пожалуй, главный совет всем начинающим. Мы с Андреем не искусствоведы, но стали делать лекции по искусству, потому что нам это очень нравилось. Нашли харизматичных лекторов, увлеченных методистов, бодрых маркетологов – и дело пошло. Потому что всем было классно. Идти от драйвящей идеи, а не от того, в какой сфере сегодня есть деньги, по-моему, всегда правильно.