Еще с детства многие из нас мечтают увидеть своих кумиров вживую, поэтому кинофестивали – один их самых простых способов «дотянуться» до мировых знаменитостей. И Канны – одна из точек притяжения, где ежегодно ( уже на протяжении 80 лет) собираются на аллее славы звезды киноиндустрии: актеры, режиссеры, сценаристы, продюсеры, операторы, художники по костюмам и кинокритики.
Что собой представляет это место на Лазурном Берегу, где, кажется, исполняются желания? На этот вопрос попытались ответить Роджер Пенни и Ричард Бланшард в фильме «Канны: режиссерская версия», показанном в рамках Beat Film Festival в Москве.
Рассказываем, что нужно знать о закулисье самого известного кинофестиваля.
Если спросить любого человека о том, что такое Каннский кинофестиваль, то в первую очередь в голове возникнет красная дорожка со знаменитостями в окружении папарацци. И действительно для большинства самым захватывающим моментом и интригой являются именно роскошные наряды, которые обсуждают не один день. Фэшн-редакторы то и дело составляют топы самых удачных и провальных луков, а поклонники спорят наперебой о том, чей образ лучше. И в век соцсетей для брендов это самый лучший способ рекламы. Как видим дальше, Канны – не просто светское мероприятие, но и место, где совершают сделки, заводят выгодные знакомства и, конечно, заявляют о себе. И как можно громче.
Достаточно выйти на набережную Круазетт, чтобы увидеть толпы участников косплея, один в один наряженных как герои фильма, а также чирлидеров, танцоров на квадах, фокусников и людей всевозможных талантов. Пресса и фотографы уже раскинули палаточный лагерь, чтобы запечатлеть исторический момент. И так было всегда, то есть почти всегда.
Сама идея кинофестиваля зародилась еще в 1939-м, причем почетным председателем жюри должен был стать «отец кинематографа» Луи Люмьер. Однако планам помешала Вторая мировая война.
Популярный на тот момент формат Венецианского кинофестиваля казался спорным: в 1939-м фашистская Италия представляла вниманию публики «Олимпию» Лени Рифеншталь, взявшую один из главных призов. В знак протеста американская и британская делегация покинули форум, обвиняя Гитлера во вмешательстве. Да и в целом фильмы других стран были слабо представлены в программе кинофестиваля в Венеции. Поэтому французов не покидала идея политически не ангажированного международного кинофестиваля, где бы профессионалы оценивали кино как чистое искусство. Лишь в 1946-м она претворилась в жизнь.
В целом, лента Роджера Пенни и Ричарда Бланшарда рассказывает о главных вехах в истории Каннского кинофестиваля в лицах.
Тут и звезды голливудских мюзиклов 40-х и 50-х, режиссеры культовых блокбастеров от Романа Полански до Квентина Тарантино и Пон Джун-хо, современные селебрити, такие как Марго Робби, Брэд Питт, Том Круз, Тильда Суинтон или Леа Сейду.
Особенного внимания заслуживают скандальные моменты, без которых также не обошлось. Например, реакция на провокационные заявления обласканного критиками и публикой Ларса фон Триера о том, что он считает себя немного нацистом и «немного симпатизирует Гитлеру». С одной стороны, его «отмена» понятна: учитывая то, что Каннский кинофестиваль изначально позиционировал себя как «антигитлеровский». С другой же стороны, сам принцип не ангажированности как будто нарушен, просто на этот раз опальной считается противоположная точка зрения, а сам талант режиссера «Меланхолии» будто игнорируется. Создается ощущение, что дар обязательно должен быть подкреплен моралью, тогда как на практике гениальность вполне встречается у злодеев. Это очень напоминает политику компаний k-pop групп, в которых продюсеры тщательно следят за моральным обликом айдолов.
Из-за того, что человека могут «отменить» за любое неосторожное высказывание, на звезд становится скучнее смотреть. Можно сколько угодно рассуждать о том, что рейтинги просмотров таких крупных кинофестивалей как Каннский, как Голливудский падают. Ни одного неосторожного слова на интервью: все звезды говорят плюс-минус одно и то же. Из-за того, что человек рискует быть непонятым и попасть в блэклист, исчезает поле дискуссии. Достаточно вспомнить, как на церемонии вручения премии «Оскар» зрители заподозрили, что пощечина Крису Року была срежессирована ради того, чтобы поднять рейтинги.
Конечно, в фильме «Канны…» Роджера Пенни и Ричарда Бланшарда не показано настоящего закулисья. Мы видим, как красиво отлита в золоте «Золотая пальмовая ветвь» – главный приз кинофестиваля. Все герои выбраны правильно: говорят то, что от них ждут, делятся приятными воспоминаниями – и это нормально. Хотя гораздо интереснее было бы услышать тех, кто оказался по каким-либо причинам в черном списке, или увидеть совещание жюри, чтобы понять, по каким принципам отбирают картины-победителей. Зато можно понять, какой хотят видеть церемонию сами организаторы Канн: максимально прогрессивной и толерантной. Хотя с трудом верится, что столько людей в индустрии не знали ничего о Харви Вайнштейне, которому уделили столько внимания в рамках солидарности с движением #MeToo.
Создатели фильма заявляют, что в 2022-м президентом кинофестиваля впервые стала женщина и существенно повлияет на разнообразие программы.
Все было бы неплохо, если бы не выглядело так постановочно. Кинофестиваль скорее стал шоу, а не столько культурным проектом для эстетов. И очень жаль, что режиссеры показали, кто и за какие деньги перекупает билеты на фестиваль. Ведь иногда в Каннах оказываются совершенно неожиданные гости, имеющие лишь отдаленное отношение к индустрии.
Тем не менее в Каннах стараются по-прежнему представлять максимально разнообразную программу (насколько это возможно в условиях новой этики) и выбирать неоднозначных фаворитов. Достаточно вспомнить итоги кинофестиваля этого года, когда победителем неожиданно стала «Анора» с участием российских актеров.