Славянская мифология в современном искусстве: как художники переосмысливают культовые образы мифических существ
Стремление к корням, поиск национальной идентичности и ностальгия по детскому ощущению сказки все отчетливее проявляются в нашем современном искусстве и массовой культуре: от кино до забавного декора в ресторанах. А если говорить об искусстве, то ярким свидетельством этого тренда стали работы современных художников, где славянская мифология и сказочные архетипы обретают новую жизнь и повествуют о прошлом. Колумнист PEOPLETALK Екатерина Андреева рассказала, как трансформировалось направление и что стоит за его развитием.

Екaтерина Андреева, создатель проекта об искусстве YaAndArt
Славянская мифология очень богатая и многогранная, но в отличие от античной доходит до нас фрагментарно. Как писал в XVIII веке один из первых исследователей русского фольклора Михаил Иванович Попов в своей работе «Описание древнего славянского языческого баснословия» (1768): «Суеверство и многобожие древних Славян столь же было пространно, сколько у Греков и Римлян и если бы наш древний век изобиловал прилежными писателями, то мы бы ныне увидели такое же множество книг, как и у них, о Славянских божествах, празднествах, обрядах, пророчествах, гаданиях, предзнаменованиях…». Оно и неудивительно, так как славянская мифология стала предметом научного исследования только со второй половины XVIII века.
Этот богатый и сложный мир божеств, духов и мифических существ, знакомый нам с детства из сказок, глубоко вплетен в наш культурный код. Если мы посмотрим ретроспективно на нашу культуру и искусство, то заметим, что славянская мифология регулярно проявляла себя то в архитектуре, то в декоративно-прикладном искусстве, то в театре, то в живописи.
Теперь немного ретроспективы на примере самых громких фамилий и знаковых памятников. Интерес к визуальному воплощению этого наследия вспыхнул ярко в конце XIX – начале XX века, в эпоху расцвета национального романтизма и поиска самобытного «русского стиля». Художники, вдохновленные былинами, сказками и реконструкциями древних верований, создали канонические образы, и тут я не преувеличиваю.
Иван Билибин своими сказочными графическими иллюстрациями, стилизованными под старинные миниатюры и лубок, буквально определил визуальный код русской сказки. Надеюсь, что вы помните эти иллюстрации из детства.

Виктор Васнецов в своих монументальных полотнах «Богатыри», «Аленушка», «Витязь на распутье» и других работах из данного цикла сделал персонажей сказок реальными, будто писал их с натуры. Виктор Васнецов в своих монументальных полотнах «Богатыри», «Аленушка», «Витязь на распутье» и других работах из данного цикла сделал персонажей сказок реальными, будто писал их с натуры.

Михаил Врубель, погруженный в мир демонического и иррационального, создал яркие образы, где мифология стала проводником в тайны человеческой души, его «Пан» и «Царевна-Лебедь» несут в себе отголоски славянской мистики.
Обращение к мифу было не просто эстетическим выбором – это был поиск национальной идентичности, корней, ответ на веяния модерна и реакция на растущую индустриализацию. Именно тут мы можем синхронизироваться с людьми, что жили 100 лет назад, в их боли и потребностях, и понять современную популярность славянского фольклора. Но возвращаясь на 100 лет назад (на деле на 120-130 лет), можно сказать: мифология давала язык для выражения духовных исканий эпохи. Памятники этого периода – не только картины и книжная графика, но и изразцовая майолика: вспомним врубелевские печи и фигуры, и даже целые направления в архитектуре – «неорусский стиль»: Ярославский вокзал, сказочный «Теремок» во Фленово, Погодинская изба (она занимает отдельное место в моем сердце) или Дом-музей В. М. Васнецова (настоящая русская изба, если не были, то это must visit из неочевидных достопримечательностей Москвы), все эти памятники пропитаны духом древней Руси.
Славянская мифология переживает новый виток интереса, но уже в ином ключе. Художники не просто иллюстрируют старые сюжеты, а активно переосмысливают архаичные образы, вплетая их в контекст современности, массовой культуры и актуальных художественных практик. Ярким примером этого тренда стали две крупные московские выставки.


Начну с той, что уже закрылась, но хорошо продемонстрировала, как можно работать с презентацией и переосмыслением фольклора в игровой форме «детской площадки для взрослых» (так я увидела эту выставку). Речь о проекте «Жили-были. Школа русской сказки» на площадке Центра современного искусства «Винзавод». Выставка исследовала неклассических Билибина или Васнецова, а то, как сказочные сюжеты и образы проникли в массовую культуру, став «русской вселенной Marvel».
Стоит отметить кураторский прием или прекрасное стечение обстоятельств, что экспозиция размещалась в Большом винохранилище, волшебный мир оказался в подземелье, что создавало эффект погружения в сказку с порога. Концепция «школы» с партами и досками, где учатся сказочные персонажи, соседствовала с масштабными тотальными инсталляциями (это как раз про детские площадки для взрослых). Половина пространства была превращена в мистический лес и болота, населенные современными интерпретациями мифических существ. Работы современных художников оживали среди завораживающих декораций и потустороннего света, а инсталляция Натальи Менякиной «Древо» отсылала к архетипу Мирового Древа. Это иммерсивное шоу было рассчитано на пробуждение воспоминаний и эмоций из детства.


Сейчас в Государственном историческом музее проходит выставка «Свояси. Путь современного русского искусства» (рекомендую успеть посетить до 11 августа), посвященная более глубокому осмыслению традиции через избу. Куратор Наталья Юстицкая объединила 79 художников, чьи работы, встроенные в структуру традиционной избы (сени, горница, бабий кут, красный угол, сусеки), становятся ключами к культурному коду. В «сенях» – зоне перехода и охраны – монументальные «Замочные скважины» Ольги Морозовой из шамота напоминают древних степных идолов, а «Черные доски» Анны Филипповой с проступающими ликами святых охраняют порог. И так двигаясь по экспозиции, вы проходите через все части русской избы через предметы современных художников – красивая и большая игра метафор.
Эти проекты демонстрируют разные грани диалога с мифологическим наследием. «Жили-были» делают ставку на массовость, зрелищность и интеграцию сказки в поп-культуру, используя тотальные инсталляции для оживления леших, кикимор и прочей нечисти. «Свояси» углубляется в сакральные, архетипические пласты, где дом сам становится мифологизированным пространством, населенным духами предков и образами древних божеств, переосмысленными через керамику, текстиль, дерево и стекло. Оба подхода, несмотря на разницу, свидетельствуют: славянская мифология остается мощным источником вдохновения. Сегодня художники не просто воспроизводят культовые образы нечисти, как это было 100 с лишним лет назад, а интегрируют их в современные реалии, вплетая в цифровую эпоху и в предметный дизайн (современные кокошники и корсеты с мифическими сюжетами). Мы наблюдаем в искусстве более продвинутый уровень размышления о национальной идентичности и поиске утраченной гармонии, не только как пример памяти о далеком прошлом, а как часть актуального культурного кода. Обязательно сходите на выставку, уверена, что вам понравится и вы узнаете много о нашей культуре.