#Кино

Смотреть нельзя запретить: топ фильмов культовых советских режиссеров, которые не прошли цензуру в СССР

Когда-то эти фильмы пришлось отложить на полку, и свет они увидели только спустя десятилетия. Рассказываем о картинах, запрещенных в СССР. 


«Иван Грозный», Сергей Эйзенштейн (1945)

Последний фильм великого режиссера по сценарию, утвержденному лично Сталиным, попал в список запрещенных практически сразу после начала проката. Предполагалось, что всего будет выпущено три серии, и за первый эпизод режиссер и съемочная команда даже получили Сталинскую премию I степени, однако продолжение фильма глава СССР не одобрил. Сейчас эксперты говорят, мол, Сталин увидел в сюжете параллели с собственной персоной, а потому запретил «Ивана Грозного» к показу и снял с проката первую серию. Центральный комитет ВКП(б) позже объяснит это тем, что Сергей Эйзенштейн «обнаружил невежество в изображении исторических фактов, представив прогрессивное войско опричников Ивана Грозного в виде шайки дегенератов наподобие американского ку-клукс-клана, а Ивана Грозного, человека с сильной волей и характером, – слабохарактерным и безвольным, чем-то вроде Гамлета». Работу над проектом, конечно, пришлось прекратить, поэтому от третьей части фильма, например, остались только фрагменты, а вторая вышла на экраны лишь в 1958-м, уже после смерти Сталина. 


«История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж», Андрей Кончаловский (1966)

Свой второй полный метр Андрей Кончаловский снимал в селе Кадницы Горьковской области, и в большинстве ролей задействовал непрофессиональных актеров – жителей села. Это была попытка по-новому переосмыслить тему русской деревни, вернувшейся в советский кинематограф в 60-е, – в итоге получилась история любви кроткой и гордой Аси-хромоножки и непутевого шофера Степана на фоне судеб фронтовиков и бывших узников лагерей. Их жизнь не была приукрашена идеологией, и оказалось, что советский человек тоже может быть несчастным. А этого в рядах руководства СССР допустить, конечно, не могли, поэтому «Асю Клячину» пришлось убрать на полку вплоть до 1987-го. Позже, кстати, Андрей Кончаловский снял своеобразное продолжение фильма – картину «Курочка Ряба» (1994), события которой разворачивались через 25 лет. 


«Проверка на дорогах», Алексей Герман (1971)

Тема Великой Отечественной войны всегда была особенной для советской, а позже и российской культуры, и уровень цензуры в отношении всего связанного с ней был соответствующим. А «Проверка на дорогах» – дебютный фильм Алексея Германа по мотивам повести его отца Юрия Германа – в рамки допустимого не вписалась. Это история о коллаборационисте Лазареве, который добровольно сражался на стороне Германии, но теперь хочет искупить свое предательство в партизанском отряде, – Алексей Герман буквально показал бывшего предателя, который вполне может обернуться настоящим героем. Транслировать такую мысль в массы ему не дали – более того, руководство «Госкино» обвинило режиссера в «дегероизации» советской армии, искажении подвига народа. В итоге картина вышла в прокат через 15 лет, в 1986-м, и в годы перестройки была признана одним из шедевров советского кино. 


«Долгие проводы», Кира Муратова (1971)

Фильм «Долгие проводы» должен был завершить дилогию о советской провинции и ее жителях, начатую дебютом Киры Муратовой «Короткие встречи», но так и не увидел свет. Причина, как и в случае с «Асей Клячиной» Андрея Кончаловского, в пустоте и местами бессмысленности жизни обычного советского человека – персонажи «Долгих проводов» не оказываются на моральных перепутьях, далеки от мыслей о высоком, они просто существуют как герои отдельной истории о взрослом сыне, созревшем покинуть родной дом, и матери, не желающей его отпускать. Выпустить картину удалось только в 1987-м. 


«Одинокий голос человека», Александр Сокуров (1977) 

Дебют Александра Сокурова, который он поставил на учебной студии ВГИКа, чуть не уничтожили полностью – настолько он не понравился руководству института. Спасибо оператору Сергею Юриздицкому, что фильм удалось сохранить – ради этого он подменил пленки и тайно вынес оригинал из фильмохранилища. «Одинокий голос человека» сняли по мотивам произведений Андрея Платонова, сохраняя при этом уникальный художественный мир писателя, – картина рассказывает о красноармейце Никите, который вернулся в глубокую провинцию после окончания Гражданской войны и теперь мучительно пытается снова построить жизнь заново. Руководство СССР, правда, эту историю не оценило, обвинило режиссера в подражании Андрею Тарковскому (сам он назвал Сокурова гением) и запретило фильм – на экраны он в итоге вышел только в 1987-м. 


«Интервенция», Геннадий Полока (1968)

После нашумевшей «Республики ШКИД» Геннадий Полока должен был снять фильм по пьесе Льва Славина «Интервенция», и еще до проката ему пророчили успех – литературный оригинал к тому моменту уже год как ставили на сцене Московского театра сатиры, и спектакль каждый раз проходил с аншлагом. Тем более что к работе над картиной привлекли звезд своего времени: Владимира Высоцкого, Валерия Золотухина, Ольгу Аросеву, Ефима Копеляна, Валентина Гафта и Сергея Юрского. Увидеть результат их работы, правда, зрителям удалось только практически через 20 лет – «Интервенцию» так и не допустили до проката из-за того, что она «показывала большевиков в смешном и комичном виде», а саму революцию – балаганом. В конце концов фильм выпустили в 1987-м, уже в годы перестройки.